На фоне борьбы с памятниками, столкновений протестующих с федеральными войсками в Портленде, новой вспышки Covid, бьющей предыдущие рекорды, и стремительно падающих рейтингов Дональда Трампа в США не заметили, как подошел срок окончания мер по поддержке населения в условиях пандемии. На этой неделе сенаторы опомнились и начали переговоры о новом пакете мер в 1 трлн долл., который часть республиканцев назвала чрезмерным, а демократы – совершенно недостаточным. Для вступления в силу новый закон должен быть принят обеими палатами и подписан президентом, на что может уйти несколько недель, в то время как моратории на выселение и пособия по безработице истекают в конце этого месяца.
Запущенная в конце марта федеральная программа «Компенсации безработным в условиях пандемии», которая увеличила пособия по безработице на 600 долл. в неделю, завершается 31 июля, но поскольку такие платежи распределяются в выходные, фактически последние выплаты будут начислены 24-25 июля. По данным Министерства труда на текущий момент помощь по данной программе получают более 13 млн человек, а ее отмена может привести к сокращению ежемесячного дохода для данной группы на 50-85% в зависимости от «щедрости» социальных программ отдельных штатов. Новая волна ограничений на работу бизнесов привела к тому, что на этой неделе впервые с начала апреля количество первичных обращений по данной программе увеличилось.
Именно данная мера, считают эксперты, способствовала обнадеживающим экономическим показателям в июне. Как отметил профессор экономики Гарвардского университета Джейсон Фурман, выступая перед законодателями Палаты представителей 16 июня, дополнительные 600 долл. в неделю привели к тому, что в апреле располагаемый личный доход американцев вырос на 13%, что, в свою очередь, сдержало падение потребления в мае, которое было всего на 6% ниже предыдущего года и в два раза меньше кризиса 2008 года, когда падение потребления составило 12%. В целом, по подсчетам Фурмана, отмена данной прораммы увеличит падение ВВП США во втором полугодии 2020 года на 2,5 п.п. и приведет к потере дополнительных 3 млн рабочих мест.
Ситуация осложняется тем, что одновременно 25 июля истекает мораторий на выселение американцев, снимающих жилье в рамках социальных программ или выплачивающих ипотеку по льготным федеральным программам, а 31 июля в большинстве штатов заканчивается мораторий на выселение всех жильцов и бизнесов из помещений, принадлежащих частным арендодателям. Учитывая, что в июле треть арендных платежей была просрочена, окончание данного моратория угрожает США массовыми выселениями. Как объясняет Эмили Бенфер, со-основатель проекта Принстонского университета по мониторингу выселений «Eviction Lab», существование мораториев не мешало арендодателям начать процедуру выселения и уже получить необходимое для этого решение суда. Таким образом, неплательщики могут оказаться на улице уже на следующий день после окончания моратория. Всего, по словам Бенфер, до начала сентября 20-28 млн американцев могут потерять жилье, что в два раза превысит данный показатель по итогам кризиса 2008 года.
Несмотря на призывы экономистов, приводящих сложные подсчеты, к здравому смыслу, новостных агентств, изобилующих историями о трудностях американцев, – к состраданию, а политтехнологов – к циничному расчету (что может быть лучше, чем раздать избирателям деньги накануне выборов), перспективы принятия нового пакета мер пока остаются весьма туманными.
Еще 15 мая Палата представителей приняла 3-триллионный пакет помощи (HEROES Act). Содержащий множество неприемлемых для республиканцев положений, он был заведомо непроходным в Сенате, и лидер Сената Митч Макконнелл назвал его «пустой тратой времени» и поддержкой богатых доноров демократической партии. После почти двухмесячного игнорирования данной проблемы сенаторы 20 июля начали подготовку своей версии законопроекта, сразу обозначив верхний потолок помощи в 1 триллион долл. Однако даже уменьшенный в три раза, он вызвал недовольство группы республиканцев, избранных на волне «движения чаепития» 2010 года. Апеллируя к уже зашкаливающему дефициту бюджета (который составляет 3,8 трлн долл.), Тед Круз (респ., Техас) назвал законопроект «безумной кормежкой [вашингтонского] болота». Рэнд Пол (респ., Кентукки) сравнил совещание республиканцев, на котором обсуждался законопроект, с «собранием прогрессистов или сторонников Берни [Сандерса]» и сообщил, что ушел оттуда, хлопнув дверью. Рон Джонсон (респ., Висконсин) заметил, что не одобрит «ни одного пенни», пока не будет предоставлено отчета о том, на что пошли уже выделенные средства. Ключевой аргумент данной группы приверженцев бюджетной дисциплины, заключается в том, что дополнительные 600 долл. в неделю привели к тому, что многие американцы стали получать больше, чем зарабатывали до увольнения, и поэтому не хотят искать работу и готовы сидеть на карантине вечно.
Пока шумели бунтовщики республиканской партии, Макконнелл начал переговоры с Белым домом, у которого были свои планы на готовящийся законопроект. Здесь процесс был более успешным, и в четверг министр финансов Стив Мнючин заявил, что, в общих чертах, компромисс был найден. Так, администрация отказалась от своего требования по сокращению налогов на зарплату (хотя некоторые советники Трампа в четверг заявили, что еще добьются включения этого пункта в закон) в обмен на согласие Макконнелла поддержать повторную единоразовую раздачу чеков в 1200 долл. Такая уступчивость объясняется политическим расчетом президента: в прошлый раз чеки были украшены надписью «Дональд Трамп», чтобы ни у кого не было сомнений, от кого поступают деньги. Также в надежде преодолеть раскол среди республиканцев, было предложено привязать пособия по безработице к заработной плате до увольнения и оставить их на уровне 70%, что должно обеспечить дополнительный приток средств нуждающимся, но и сохранить стимул к поиску работы. При этом остаются серьезные сомнения в практической реализации данной схемы: еще в марте при обсуждении первого стимулирующего пакета Министерство труда предупредило, что не имеет механизмов верификации размеров зарплаты каждого уволенного, разработка которых будет более затратной, чем увеличение пособий на одинаковую для всех сумму.
Но все это было только прелюдией к предстоящей схватке с демократами, которые на этой неделе стояли в стороне и молча наблюдали за баталиями в стане противника. Когда в четверг появились очертания предложений республиканцев, спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси (дем., Калифорния) и лидер демократов в Сенате Чак Шумер (дем., Нью-Йорк) назвали их «совершенно недостаточными» и призвали республиканцев «перестать прятать голову в песок» и относиться к делу серьезно. Пока что в текущем законопроекте не учитывается ни одного требования демократов, в число которых входит помощь местным правительствам, сохранение пособий по безработице на прежнем уровне и расширение моратория на выселение, а также содержатся положения, называемые демократами неприемлемыми, например пятилетний запрет на подачу исков на работодателей за причинение вреда здоровью сотрудников в условиях с коронавируса.
Хотя американские политики уже не раз проявляли готовность делать американцев заложниками политического противостояния (например, во время бюджетного кризиса в декабре 2018 – январе 2019), на этот раз все обещают, что закон будет принят до летних каникул Конгресса, которые начинаются 7 августа. «Я думаю, в любом случае мы что-нибудь точно сделаем, – заметил в четверг сенатор Марко Рубио (респ., Флорида) после того, как республиканцы в очередной раз перенесли публикацию своего законопроекта, теперь уже на следующую неделю. – Это будет громко, грязно, будет казаться, что все обречено. Но по-другому тут ничего не работает». Что произойдет в противном случае на этой неделе уже дали понять Митчу Макконнеллу, у дома которого 22 июля обосновались протестующие с лозунгом «Митч, где наши деньги».