banner

Переговоры Ангелы Меркель и Педро Санчеса в Андалусии прошли в атмосфере политической гармонии, от которой за время миграционного кризиса уже успели отвыкнуть. Испанский премьер выразил полную поддержку миграционной политике Меркель. Визит канцлерин совпал по времени со вступлением в силу двухстороннего испано-германского договора о возвращении беженцев, который должен стать основой для аналогичных соглашений с Италией и Грецией. Однако в действительности, на переговорах Меркель и Санчеса по мигрантам символизм сильно опережал конкретику.

Период традиционного летнего затишья в немецкой политике разразился дискуссией о новых потенциальных партийных союзах. В ХДС, опасаясь триумфа АдГ на земельных выборах на востоке Германии, осторожно предложили рассмотреть вариант коалиции с Левыми. Меркель и большинство христианских демократов выступили резко против. Сами Левые особых возражений не имели, но напомнили про очевидную разницу в программах двух партий.

Переговоры Ангелы Меркель и Педро Санчеса в Андалусии

Завершая свой летний отпуск, Ангела Меркель совершила двухдневный неофициальный визит в Испанию. Канцлерин посетила Андалусию, где провела переговоры с премьер-министром Испании Педро Санчесом на территории национального парка Доньяна. Главной темой переговоров стал миграционный кризис, где Мадрид и Берлин, по крайне мере внешне, нашли общий язык.

Испанский визит Меркель совпал по времени со вступлением в силу двухстороннего испано-германского договора о возвращении беженцев. Согласно документу, Мадрид согласился принять у себя беженцев из ФРГ, изначально зарегистрировавшихся в Испании. В рамках первого шага из Германии будет выслано около 100 человек. Аналогичные соглашения Берлин планирует заключить с Грецией и Италией.

На фоне резкой критики миграционной политики Меркель внутри Германии и со стороны европейских политиков сговорчивость Санчеса напомнила о золотом веке еврооптимизма. Westfälische Rundshau назвало встречу «праздником политической гармонии». Испанский премьер выразил полную поддержку миграционной политике Меркель. Для социалиста Санчеса, сменившего недавно консерватора Рахойя в премьерском кресле, либерализация миграционной политики – важная часть самопозиционирования. Так, Санчес уже распорядился вернуть мигрантов в систему социального страхования Испании, несмотря на возможную высокую нагрузку на неё.

Согласился Санчес и с критикой Меркель Дублинского регламента по приему мигрантов. На совместной пресс-конференции канцлерин заявила, что, в соответствии с текущим европейским законодательством, в Германию теоретически не может попасть ни один беженец. Серия новых соглашений, аналогичных подписанному с Испанией, позволит, по мнению Меркель, создать справедливую систему распределения беженцев в ЕС.

Наконец, Меркель и Санчес согласились укреплять внешнюю границу ЕС в Средиземном море и активно взаимодействовать с правительством Марокко и других африканских стран. Именно через Марокко в последние месяцы значительно усилился транзит беженцев в Европу через Испанию и её анклав Сеуту. Рабат старается размещать лагеря беженцев на отдалении от морского побережья и даже принудительно высылает мигрантов в южные районы страны, однако пока эти меры недостаточны. ЕС может проспонсировать модернизацию сил береговой охраны Марокко, закупив для неё новые корабли и вертолеты на сумму в 130 миллионов евро, а также оказать финансовую помощь для поддержания необходимой инфраструктуры, сдерживающей миграционные потоки. Очевидно, в отношениях с Марокко будет использован опыт договоренностей с Турцией, которая принимает у себя более миллиона беженцев с помощью финансовой поддержки ЕС.

За доброжелательной атмосферой переговоров, тем не менее, осталась очевидная половинчатость решения миграционного кризиса. Достигнутые договоренности с Испанией вряд ли станут достаточно весомым аргументом для Италии или Греции следовать примеру Мадрида. Как отметил немецкий политолог Александр Рар, соглашения с Испанией являются формальным краткосрочным шагом во внутренней борьбе с Хорстом Зеехофером и способом получить поддержку консервативно настроенного электората. Этот шаг не решает актуальной проблемы интеграции тысяч беженцев в Германии и не дает гарантий того, что Испания в скором времени сама не столкнется с миграционным кризисом. Сопредседатель «Зеленых» Анналена Баербок также заявила, что соглашения с Испанией являются не более чем «успокоительной таблеткой» для Зеехофера. Количество беженцев, прибывших в ФРГ из Испании, несопоставимо меньше, чем из других европейских стран, и договоренности с Мадридом носят скорее символический характер.

Действительно, в переговорах Меркель и Санчеса по мигрантам символизм опережал конкретику. Вопрос масштабируемости германо-испанских соглашений на другие страны ЕС и сама их результативность остаются открытыми. Реальный авторитет Испании в Европе недостаточно высок, чтобы ее пример имел критически важное значение для Италии или Франции. Однако для самой Меркель важна даже такая сиюминутная поддержка. Миграционный вопрос по-прежнему требует решительных действий, которые, вероятнее всего, в любом случае обрушат и без того зыбкий рейтинг канцлерин. Благожелательная позиция Испании даст Меркель возможность утверждать, что она движется в правильном направлении.

Дискуссия о сотрудничестве ХДС и Левых.

Период традиционного летнего затишья в немецкой политике разразился дискуссией о новых потенциальных партийных союзах. Председатель ХДС в федеральной земле Бранденбург Инго Зенфтлебен выступил за возможность заключения коалиционного соглашения с партией «Левые». Предложение вызвало сдержанную критику со стороны партийного руководства христианских демократов и, возможно, осталось бы почти незамеченным, если бы в поддержку Зенфтлебена не выступил министр-президент федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн Дэниел Гюнтер. Политик заявил, что ХДС должна действовать прагматично и быть готова вступить в альянс с Левыми в восточных германских землях, если этого потребуют результаты выборов.

Столь смелое высказывание руководителя земли «старой» ФРГ вызвало большую дискуссию в ХДС и других партиях. Не осталась в стороне и Ангела Меркель, которая подтвердила, что будет последовательно выступать против альянса с Левыми и АдГ. В основном позицию канцлерин поддержали её однопартийцы, выступив против союза с Левыми. Аналогичную точку зрения выразили представители других парламентских партий. Левые, в свою очередь, напомнили о различиях в программах двух партий, однако все же обвинили ХДС в зашоренности.  Министр-президент Тюрингии Бодо Рамелов, первый и пока единственный земельный руководитель от Левых (в составе коалиции Левые – СДПГ – Зеленые), заявил, что ХДС необходима открытость к новым коалициям, тогда как для многих христианских демократов Холодная война не закончилась и спустя 30 лет после падения Берлинской стены.

Острота летних дебатов объясняется выборами в ландтаги в Бранденбурге, Саксонии и Тюрингии, которые состоятся осенью 2019 года. Опросы показывают, что сейчас правящие в землях коалиции (ХДС представлена только в Саксонии) не набирают большинства и, скорее всего, будут распущены. При этом во всех трех землях «Альтернатива для Германии» показала внушительный результат, набрав от 8 до 12% голосов избирателей, значительно потеснив в протестном голосовании популярных здесь Левых. Проседание партий-гигантов после общегерманских выборов 2017 года отразилось и на земельном уровне. В результате создается реальная угроза если не победы АдГ на выборах, то невозможности сформировать правящую коалицию без неё.

Дробление партийно-политической системы ФРГ, которая ранее представляла собой классический вариант «двух-с-половиной» партий, усложняет формирование правящих коалиций и не гарантирует победителю возможности по достоинству воспользоваться плодами своего триумфа. Подобная тенденция характерна и для других государств ЕС. Например, переговоры о создании правящей коалиции затянулись в Нидерландах на 225 дней, в состав которой в итоге вошли представители от четырех партий, обеспечивающие перевес всего в два голоса.

Коалиционные переговоры после выборов 2017 года в ФРГ также затянулись, однако по их итогам все же сформировался классический для немецкой политики вариант «Большой коалиции» в составе ХДС-ХСС и СДПГ. Эксперимент с «Ямайкой» провалился – совместить позиции Зеленых и СвДП не удалось. Именно этот отрицательный опыт определяет опасения ХДС, что в земельных правительства может не оказаться представителей «больших» немецких партий и, более того, в его состав войдут представители оппозиционной АдГ. Рост оппозиционных настроений на востоке Германии может добавить электоральной поддержки только «Альтернативе» или Левым (на западе страны еще остаются относительно респектабельные Зеленые). Вероятно, ХДС, если она сохранит относительно высокие показатели на территории бывшей ГДР, придется делать непростой выбор в ситуации, когда «оба хуже».

Между тем, коалиция ХДС с Левыми потенциально несет для христианских демократов не меньшие издержки, чем блок с АдГ. Бывшая партия Конрада Аденауэра имеет критически мало общего с наследниками Эриха Хонеккера. В самом начале работы бундестага «Большая коалиция» с подачи ХДС приняла решение об отказе в любом сотрудничестве с АдГ и Левыми, кроме вопросов регламента. Критика Левых в адрес правительства Ангелы Меркель не уступает по жесткости риторике депутатов «Альтернативы». Необходимость заключать коалиционное соглашение с таким неудобным партнером будет требовать сильных аргументов для избирателей.

Для России союз ХДС и Левых даже на земельном уровне открывает новые возможности для сотрудничества с Берлином. Левые являются последовательными сторонниками отмены антироссийских санкции и выступают на улучшение отношений с Москвой. Сочетание фундаментального трансатлантизма с духом «Общества германо-советской дружбы» может привести к неожиданным трансформациям и решениям.

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше