banner

Госдепартамент США по согласованию с Минфином ввел санкции против департамента развития вооружений Центрального военного совета Китая. США впервые использовали закон CAATSA как повод для ограничений в отношении покупателей российской военной техники. Их действия можно трактовать как одну из многих попыток американцев повлиять на структуру мирового рынка оружия путем вытеснения российского конкурента.

20 сентября США ввели вторичные санкции против департамента развития вооружений Центрального военного совета Китая и персонально против его директора за сделки с лицами, которые находятся в санкционном списке закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). Имеется в виду покупка у  Рособоронэкспорта десяти истребителей Су-35 в декабре 2017 года и ракетной системы С-400 в 2018 году. Санкции подразумевают отказ в выдаче экспортных лицензий, запрет на валютные и другие операции в американской юрисдикции, блокирование активов.

Financial Times видит в этом шаге, во-первых, стремление отомстить России за предполагаемое вмешательство в президентские выборы 2016 года, а во-вторых, способ отвратить другие страны от покупки российской военно-технической продукции. Иными словами, мишенью является не Китай, а Россия. Журналисты приводят слова неназванного американского чиновника, который говорит, что именно приобретение С-400 будет иметь для стран-покупателей санкционные последствия по линии CAATSA.

Ричард Невью, бывший сотрудник Госдепартамента, занимавшийся выработкой санкционных мер, думает, что намерение Вашингтона – подать Индии и Турции сигнал о неприемлемости военно-торговых контактов с Россией.

CNN обращает внимание на то, что среди государств, которые потенциально могут оказаться под вторичными санкциями из-за торговых связей с российскими поставщиками военной техники, много союзников Америки. Например, важные с точки зрения борьбы с терроризмом партнеры – Марокко, Алжир, ОАЭ, Египет, Катар.

Китаист Бонни Жирар считает, что такая мера как отказ в выдаче экспортных лицензий избыточна, поскольку дублирует давно используемые США процедуры экспортного контроля в отношении китайских военных структур. Настоящее направление удара, по ее мнению, это запрет на валютные трансакции в юрисдикции США для китайских военных импортеров. Цель американцев состоит в том, чтобы исключить возможность использования долларовой системы расчетов между китайским и российским военными ведомствами. Номинированные в долларах контракты трудно будет исполнить. Таким образом, у Китая появится дополнительный стимул вместе с Россией придумывать механизмы осуществления сделок вне сферы американского финансового посредничества.

Обозреватель Джеймс Роджерс полагает, что конкретным поводом для введения вторичных санкций против Китая стали самые масштабные за постсоветскую историю учения российской армии «Восток-2018», прошедшие 11-17 сентября 2018 года. Эти маневры, по оценке эксперта, привлекли внимание американской администрации и яркой демонстрацией военной мощи, и успешной рекламой российских вооружений, и участием в них китайских военных.

Аналитики Центра восточных исследований в Варшаве считают, что залогом прочности российско-китайского сотрудничества является заинтересованность Пекина не только в приобретении технологий, но и в улучшении тактических навыков китайского офицерского состава путем совместного тренинга с российскими коллегами. Нынешний уровень боеспособности китайской армии не соответствует амбициям пекинского руководства. Россия – единственная страна, чья армия, во-первых, обладает уникальным опытом военного инструктажа, а во-вторых, готова делиться этими знаниями с китайскими партнерами.

Структура рынка вооружений

Объем мирового рынка вооружений, по оценкам, составляет $86-105 млрд. Рынок поделен между следующими экспортерами (данные на 2017 год): США (34%), Россия (22%), Франция (6,7%), Германия (5,8%), Китай (5,7%), Великобритания (4,8%). Основные импортеры: Индия (12%), Саудовская Аравия (10%), Египет (4,5%), ОАЭ (4,4%), Китай (4%), Австралия (3,8%). Примечательно, что за последние пять лет рыночная доля США выросла на 4%, а доля России сократилась на ту же величину. Главные покупатели американского оружия: Саудовская Аравия (18%), ОАЭ (7,4%), Австралия (6,7%), Тайвань (5,7%), Ирак (5,5%), Индия (5,3%), Турция (4,2%), Великобритания (3,6%), Египет (3,4%), Южная Корея (3,4%).

По сведениям  аналитиков, в прошлом году Россия продала оружия на $15 млрд в 53 страны. Наиболее крупные партии у России приобрели: Индия ($1,8 млрд), Египет ($1,2 млрд), Китай ($859 млн), Алжир ($795 млн), Вьетнам ($461 млн), Ангола ($188 млн), Казахстан ($163 млн), Белоруссия ($145 млн), Азербайджан ($128 млн), Бангладеш ($93 млн).

Китайский импорт российской военной продукции

Оружейный импорт Китая на 67% формируется за счет поставок из России. Есть основания прогнозировать, что Китай со временем будет становиться все более самодостаточным, импорт сократится. Одна из причин состоит в том, что китайцы скопировали многие российские разработки, создав свои аналоги: вместо Су-27 – истребитель J-11; вместо С-300 – ракетный комплекс HQ-9 и так далее.

Однако передовые новшества по-прежнему интересуют Пекин. Они обладают нужными ему свойствами. Например, истребители Су-35, по мнению экспертов, привлекают китайцев оптимальным сочетанием скоростных характеристик, дальности полета и запаса топлива. Такие самолеты лучше справятся с задачей патрулирования обширного воздушного пространства над Южно-Китайским морем.

Что касается С-400, то их размещение на берегу Тайваньского пролива позволит Китаю обеспечить бесполетную зону над всей территорией Тайваня в случае военного конфликта.

В общем, качество российской техники таково, что от ее наличия или отсутствия в арсенале конкретной армии может зависеть исход регионального конфликта. Поэтому антикитайские санкции, принятые в рамках антироссийской программы США, не повлияют существенным образом на заключение контрактов с ведущими импортерами.

 

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше