banner

Последние две недели Конгресс активно работает над принятием в срок Акта об авторизации средств на национальную оборону на 2023 год (National Defense Authorization ActNDAA 2023), в простонародье известного как оборонный бюджет. 6 декабря NDAA уже был одобрен подавляющим большинством Палаты представителей (350 к 80), одновременно с чем был опубликован и консолидированный текст Акта. Голосование в Сенате чуть задержалось из-за законодателей, пытающихся в последний момент прикрепить к нему свои поправки, но ожидается в самое ближайшее время. Белый дом пока выражает недовольство рядом положений, однако, учитывая, что голосующих «за» законодателей уже достаточно для преодоления президентского вето, вряд ли что-то предотвратит согласование NDAA 2023 в его текущем виде.

В этом году законодатели не изменили традиции и продолжили наращивать расходы на оборону, определив суммарный уровень финансирования военных программ в 857,9 млрд долл. Это на 10% выше прошлогоднего значения (777,7 млрд долл.) и на 45 млрд долл. выше запроса Белого дома (813,3 млрд долл.). Как отмечает Уильям Хартунг, старший научный сотрудник Quincy Institute for ResponsibleStatecraft, одно только увеличение американских военных расходов превышает годовой оборонный бюджет любой страны в мире, за исключением Китая, а сами расходы находятся вблизи исторических максимумов, намного выше времен Корейской или Вьетнамской войн и пика военных расходов «холодной войны».

С точки зрения структуры, основная часть повышения придется на Министерство обороны (бюджет которого составит 816 млрд долл.), в то время как военные расходы Министерства энергетики, в ведение которого входит ядерная программа, останутся почти без изменений (30,3 млрд долл.). Уже второй год подряд в NDAA отсутствует раздел «чрезвычайных расходов за рубежом» (Overseas ContingencyOperations), предназначавшийся для финансирования текущих военных операций Пентагона в третьих странах. Здесь, впрочем, стоит отметить, что технически подпадающая в этой категорию помощь Украине фиксируется отдельно, а запрошенные в ноябре Белым домом дополнительные 37,7 млрд долл., хоть и предназначены на военные программы, рассматриваются как часть «дополнительных расходов на экстренные ситуации» (вместе с финансированием борьбы с коронавирусом) и, в случае одобрения законодателей, войдут в общий консолидированный бюджет в качестве отдельной статьи.

В географическом разрезе NDAA 2023 ожидаемо выделяет Европу и Азию, и значительно увеличивает финансирование двух «зеркальных» инициатив сдерживания: России (European Deterrence Initiative, создана в бюджете на 2015 год под названием EuropeanReassurance Initiative, повысится на 2 млрд долл. до чуть более 6 млрд долл.) и Китая (Pacific Deterrence Initiative, впервые появилась в бюджете на 2021 год, повысится на 4,4 млрд долл. до 11,5 млрд долл.). Если финансирование тихоокеанского направления продолжает поступательный рост, отражающий постоянство приоритетов Вашингтона, то Европа получит прибавку впервые с 2019 года. В обоих регионах Конгресс выделяет приоритетных партнеров, своеобразных «таранов сдерживания», получающих дополнительное финансирование по специальным программам. Так, Украина получит 770 млн долл. в рамках созданной в 2016 году Ukraine SecurityAssistance Initiative (двукратный рост по сравнению c прошлым годом), а Тайвань – 10 млрд долл. в течение следующих пяти лет в рамках включенного в NDAA 2023 нового Taiwan Enhanced Resilience Act.

При этом, под рубрикой поддержки Киева законодатели попутно наделили Пентагон до сих пор отсутствовавшим правом заключать многолетние контракты на неконкурентной основе на производство вооружений. Хотя в текущем NDAA речь идёт исключительно о «восполнении запасов» европейских союзников и обеспечении бесперебойности поставок Украине, данная мера, с одной стороны, предусматривает запуск новых производственных мощностей американским ВПК с целью расширения производства на годы вперед, с другой – легко реплицируется в отношении любого «противника» США. В результате, можно сказать, что законодатели выделили средства на создание условного «молотка» для будущего американского руководства, которое, согласно расхожему выражению, будет склонно видеть в каждой проблеме «гвоздь».

Одновременно NDAA 2023 показал, насколько в американских реалиях сложно останавливать производственные линейки ВПК. Несмотря на напряжённые споры летом этого года, Конгресс отклонил почти все запросы Белого дома по прекращению или сокращению выпуска некоторых классов кораблей и самолетов, а также ядерных крылатых ракет морского базирования, нецелесообразность выделения средств на которые особо подчеркивалась в последнем Обзоре ядерной политики.

Наконец, помимо собственно содержания NDAA, интерес представляют и не вошедшие положения. Так, законодатели решили не обижать ряд союзников, и, как следует из пояснений к тексту закона, исключили из финальной версии ограничения на поставки Турции истребителей F-16 (с. 321), на передачу Египту фрегатов FFG-52 и FFG-55 (с. 327) и на продажу вооружений Саудовской Аравии (с. 735). Ещё одним блоком не вошедших положений стали статьи, касающиеся борьбы с экстремизмом в американской армии и обществе в целом. Идею борьбы с внутренними «террористами», активно продвигаемую демократами после «штурма Капитолия», категорически не поддерживают республиканцы, считая её частью «либеральной повестки», подрывающей боеспособность американских войск.

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше