banner

На прошедшей неделе госсекретарь Энтони Блинкен совершил свою первую поездку по странам Африки южнее Сахары, посетив с 15 по 20 ноября Кению, Нигерию и Сенегал. Турне, наполненное запуском новых программ помощи, объявлением бизнес-проектов и встречами с представителями гражданского общества, было призвано продемонстрировать всему континенту, что «Америка вернулась». На практике, однако, оно оказалось более поучительным для самого госсекретаря, и показало, что текущие подходы США, акцентирующие необходимость внутренних реформ в африканских странах, могут оказаться малопривлекательными для лидеров, получивших больше свободы при выборе партнеров.

Американская политика в отношении Африки никогда не отличалась последовательностью: американские президенты, объявляя масштабные программы для континента, уделяли лишь эпизодическое внимание к их реализации в результате чего они «превращались в зомби». Во времена Дональда Трампа, первого американского президента со времен Рональда Рейгана ни разу не посетившего континент, журнал «Economist» и вовсе назвал благом отсутствие какой бы то ни было стратегии, что позволяло карьерным профессионалам Госдепартамента заниматься делом без вмешательства сеющей хаос администрации.

Команда Байдена, казалось бы, в серьез настроилась на то, чтобы положить этому конец. Первым позитивным сигналом стало назначение постоянным представителем США в ООН Линды Томас-Гринфилд, чья 30-летняя карьера в Госдепартаменте включала работу в посольствах Либерии, Кении, Гамбии, Нигерии и пост заместителя госсекретаря по делам Африки. Африканский Союз стал первой международной организацией, на саммите которой (хоть и дистанционно) выступил Джо Байден. В апреле госсекретарь Энтони Блинкен совершил «виртуальное турне» по Африке – серию онлайн-мероприятий с жителями африканских стран, получивших помощь в рамках американских программ. Тогда же был создан пост специального посланника по вопросам региона Африканского рога, который был отдан ветерану Госдепартамента Джеффри Фелтману. Летом, правда, запал администрации несколько угас в свете более насущных проблем в Афганистане (из-за чего был отменен намеченный на конец августа визит Блинкена в регион), что позволило экспертам вернуться к привычной критике американских президентов за «отставание» от стремительно меняющегося Африканского континента, «пустые» обещания и неспособность претворить благодушные намерения в реальные действия.

Но так просто администрация сдаваться, по-видимому, не намерена. В октябре журнал «Foreign Policy» сообщил, что в Совете национальной безопасности создается временная позиция «специального советника по Африке», которым станет Джудд Девенпорт, занимавшийся африканским направлением в национальной разведке. Его единственной задачей в течение следующих 4-6 месяцев, пишет журнал, будет разработка новой стратегии по Африке, которая сможет объединить такие приоритеты администрации как продвижение демократии, борьба с экстремизмом и противостояние растущему влиянию Китая и России на континенте. Каким образом Девенпорт собирается это сделать, можно узнать из подготовленного им в июне этого года доклада для Центра стратегических и международных исследований «Ложный выбор: политика США в отношении прибрежных районов Западной Африки и Сахеля».

Критикуя предыдущие подходы США за дисперсность инициатив, Девенпорт предлагает определить факторы, которые влияют на выбор государств во всех трех областях одновременно, и таргетировать американские программы именно на них. Первым фактором, по мнению Девенпорта, является наличие прозрачной судебной системы. В отсутствие таковой, пишет он, экстремистские группировки начинают брать на себя функции по урегулированию споров, становясь частью общества, правители государств могут концентрировать в своих руках власть, отказываясь от демократии, и более склонны сотрудничать с государствами, не требующими от них прозрачности, делая стратегический выбор в пользу России и Китая.

Вторым фактором Девенпорт называет коррупцию: взяточничество в высоких эшелонах власти позволяет главе государства увеличивать контроль над подчиненными, разочарование населения коррупционностью властей используется экстремистами для рекрутирования новобранцев, а китайские компании используют коррупционные схемы для получения выгодных контрактов. Наконец, в качестве третьего фактора Девенпорт выделил превышение служебных полномочий силами безопасности, в результате чего население более склонно видеть угрозу в полицейском, а не в борющемся с ним экстремисте, руководители стран могут использовать силовой аппарат для борьбы с конкурентами, а также предпочтут лишний раз не критиковать другие государства, использующие репрессивные механизмы, отказываясь от ориентации на «демократический мир». При этом Девенпорт отмечает, что США самим необходимо отказаться от двуличия и перестать проповедовать демократические ценности, регулярно поставляя вооружения недемократическим режимам, и делать ставку не на институты, а на личности, оказывающиеся впоследствии диктаторами.

Визит госсекретаря в регион показал, насколько сложно будет претворить такую стратегию на практике. Рассказывая о планах США по выстраиванию отношений с регионом, он выделил четыре области: защита демократии, преодоление последствий пандемии, борьба с изменением климата и экономическое развитие, – в каждой из которых освещавшие визит СМИ и местные правительства отвечали длинным списком претензий к самому Вашингтону.

Пожалуй, самым противоречивым оказался именно первый пункт. Так, в качестве основной площадки для выступления с программной речью о политике США в отношении Африки была выбрана Нигерия, поскольку, как заметил Блинкен, она отличается «динамичной демократией, сильной экономикой и очень мощным гражданским обществом». На это американские СМИ поспешили указать, что нигерийское правительство не только критикуется правозащитными организациями, но и год назад применило силу для жесткого подавления протестов. Подливая масла в огонь, накануне визита Блинкена в прессу утёк доклад комиссии, расследовавшей инцидент, согласно которому применение оружия военными привело к смерти 48 человек. К слову, это не спровоцировало отзыв приглашения Нигерии на предстоящий «саммит демократий».

Не слишком эффективной оказалась и «вакцинная дипломатия» Блинкена. В то время как госсекретарь рассказывал о большом вкладе США в международные усилия по вакцинации населения Африки («Мы поставили 50 млн доз в 43 африканские страны», – не без гордости заметил он), его нигерийский коллега Джоффри Онеяма на совместной пресс-конференции вежливо подчеркнул: «Мы безгранично благодарны. Но, конечно, серьезное испытание еще впереди – наше население насчитывает 200 млн человек, и мы хотим вакцинировать 70%. Это очень большая цифра. Что нам действительно нужно, это самостоятельное производство вакцин, и мы надеемся на помощь США и других дружественных стран в передаче необходимой технологии и заключении лицензионных соглашений, особенно о передаче прав интеллектуальной собственности, позволяющей производство». Именно это начинает делать Китай, уже заключивший соглашения о местном производстве вакцин с компаниями Алжира, Египта и Марокко. Одновременно из западных компаний-разработчиков только J&J заключил одно соглашение о производстве вакцин третьей стороной (в Индии). В целом же западные компании, ссылаясь на опасения потери качества, настаивают на государственных инвестициях в увеличение собственного производства, что позволяет им получить дополнительные прибыли без необходимости передачи прав интеллектуальной собственности.

Аналогичные (крайне вежливые, но все же) упреки госсекретарь услышал и в области борьбы с изменением климата. В то время как Блинкен рассказывал о «намерении» президента Байдена «работать вместе с Конгрессом» для выделения 3 млрд долл. ежегодно до 2024 года на финансирование проектов по адаптации к изменению климата в развивающихся странах, министр Онеяма назвал текущие усилия западного мира на данном направлении «правилом, существование которого подтверждается нарушением, нежели выполнением». Более того, он призвал Вашингтон с пониманием относиться к ситуации, в которой оказываются развивающиеся страны, в результате жестких требований по декарбонизации: «Мы замечаем, что ряд больших индустриальных стран и финансовых институтов перестают инвестировать в проекты по добыче природного газа, и это, конечно, становится тяжелейшим ударом для таких стран, как наша, которые хотели бы использовать газ в качестве переходного топлива на пути к полной декарбонизации. […] Мы искренне надеемся, что США поймут нас и попросят финансовые институты, такие как Всемирный банк, не быть слишком требовательными».

Наконец, привезенные Блинкеном обещания процветания в результате сотрудничества с американским бизнесом меркли в свете очевидного экономического присутствия Китая в регионе. Так, все передвижения госсекретаря в Найроби проходили «в тени и местами буквально под» строящейся автострадой, финансируемой Пекином. В Абудже по дороге из аэропорта госсекретарь имел возможность лицезреть «больше похожее на дворец» новое здание Китайской торговой палаты. А Сенегал, проводив дорого американского гостя, продолжил подготовку к приему сотен официальных лиц из 55 государств для участия в намеченном на 29-30 ноября Восьмом Форуме китайско-африканского сотрудничества.

«Я хочу специально подчеркнуть – Соединенный Штаты не хотят ограничивать ваше партнерство с другими странами. […] Мы не хотим заставлять вас выбирать. Мы хотим, чтобы у вас был выбор», – заявил госсекретарь Блинкен в своей программной речи в Абудже.

«Боюсь показаться циничным, но […] иногда полезно быть привлекательной невестой, которой все готовы обещать прекрасные вещи. Надо брать у них все, что можно унести, – невозмутимо ответил на это министр Онеяма. – У нас прекрасные отношения с США и у нас прекрасные экономические связи с Китаем. И в данном вопросе решения мы будем принимать ad hoc, в зависимости от того, что будет соответствовать интересам Нигерии, а не интересам Китая или Соединенных Штатов».

В 2020 году Джудд Девенпорт, призывая американских законодателей больше уделять внимания африканскому направлению, заметил, что в ближайшем будущем «каждая глобальная проблема будет иметь африканское измерение». Визит госсекретаря, в свою очередь, должен был показать, что такое «африканское измерение» не только весьма самостоятельно в отстаивании своих интересов по глобальным вопросам, но и имеет опцию экономического развития без сопутствующих указаний относительно внутриполитического вмешательства. Это, без сомнения, Девенпорту придется учитывать при подготовке новой стратегии.

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше