На прошедшей неделе Джо Байден совершил многодневное турне, посетив Египет (11 ноября), Камбоджу 12 – 13 ноября и Индонезию 13 – 16 ноября. Поездка президента – первая после публикации новой Стратегии национальной безопасности – была посвящена заявленным в документе внешнеполитическим приоритетам: вопросам изменения климата, выстраиванию взаимодействия со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и управлению всё более конфронтационными отношениями с Китаем. Проходящая на фоне меняющегося политического расклада сил внутри США и витка обострения на Украине, она стала проверкой способности администрации фокусироваться на заявленных стратегических целях, не распылять ресурсы на необязательную эскалацию и проводить последовательную внешнюю политику в условиях расколотого американского общества. Если с первыми двумя пунктами команда Байдена справилась, то последний пока вызывает серьёзные вопросы.
Конференция ООН по изменению климата в Египте
Первой остановкой Джо Байдена стал Шарм-эль-Шейх, где с 6 по 18 ноября проходила Конференция ООН по изменению климата КС-27. Само появление американского президента на второй подряд Конференции сторон после четырехлетнего отсутствия во времена предыдущей администрации должно было стать подтверждением серьёзности намерений текущего американского руководства по борьбе с потеплением климата. Времена Дональда Трампа остались в прошлом, а принимаемые сейчас США меры носят «беспрецедентный» и необратимый характер. Так, в качестве примеров Джо Байден назвал возвращение в Парижское соглашение (извинившись при этом за выход из него администрации Дональда Трампа) и принятие самого масштабного в американской истории закона по экологии (Inflation Reduction Act). Помимо этого, к поездке Байдена был приурочен ряд новых обязательств США по увеличению финансирования различных международных инициатив в областях борьбы с изменением климата и адаптации к изменениям. Несмотря на это, к мерам, предпринимаемым администрацией, по-прежнему остается масса вопросов.
Во-первых, размеры помощи со стороны США, на протяжении истории главного загрязнителя окружающей среды, далеки от «справедливых» в сравнении с причинённым ущербом и размерами экономики. Так, согласно анализу World Resources Institute, США должны вносить 40 – 47% обещанных развитыми странами 100 млрд долл., и, в зависимости от методологии подсчёта, ежегодно «недоплачивают» от 21 до 40 млрд долл.
Во-вторых, «обязательства» (commitments) выделить или «мобилизовать» средства ещё не означают, что они «поступят на счета» развивающихся стран и профильных международных организаций. В частности, в прошлом году Джо Байден пообещал «увеличить в четыре раза» (до 11 млрд долл.) взносы США на глобальные усилия в борьбе с изменением климата. Из них только половину (5,3 млрд долл.) администрация включила в свой проект бюджета, надеясь привлечь оставшиеся средства из частных источников посредством государственных стимулов (например, льготного кредитования и страхования климатических проектов). Но даже 5,3 млрд долл. для многих республиканцев (а для принятия бюджета потребуется минимум 10 голосов республиканцев в Сенате) кажется «климатическим экстремизмом». И это всё происходит в ситуации, когда демократы пока контролируют и Белый дом, и Конгресс. Что будет происходить в следующие два года предрек 8 ноября сам Джон Керри, ответственный за климатические вопросы в администрации Байдена: «Если мои ожидания сбудутся и мы потеряем Палату представителей, вы не увидите этих денег».
Наконец, помимо развивающихся стран недовольны экологической политикой администрации и развитые экономики. В частности, принимаемые внутри США законодательные инициативы, в первую очередь, учитывают приоритеты американской экономики и содержат значительный протекционистский компонент, подрывающий планы по переходу к «зелёной экономике» ближайших союзников.
«Да этого совершенно недостаточно, – приводит слова неназванного высокопоставленного участника КС-27 из Латинской Америки «Politico». – И они [американская делегация] ещё представляют это как какие-то великие планы, великие идеи в духе спасителей мира».
Выстраивание решётки союзов и партнерств в Камбодже
Из Египта американская делегация направилась в Камбоджу, где состоялись Саммит США – АСЕАН (12 ноября) и Восточноазиатский саммит (13 ноября). Как отметили в Госдепартаменте и Белом доме, данная часть турне преследовала две цели: «продемонстрировать прочность, широту и глубину приверженности Америки Индо-тихоокеанскому региону и находящимся в нем многочисленным союзникам, партнёрам и друзьям», а также «объяснить» и «скоординировать» с ближайшими союзниками планы Джо Байдена на первую личную встречу с китайским лидером Си Цзиньпином.
В рамках реализации данных целей администрация продолжила уплотнять «решетку крепких и взаимодополняющих коалиций», повысив статус отношений с АСЕАН до «всеобъемлющего стратегического партнерства». Не имеющий прямых практических последствий, данный шаг, тем не менее, весьма символичен и ставит США на одну ступень с Китаем в качестве партнера АСЕАН. Помимо этого, в Камбодже Джо Байден встретился с главами Японии и Южной Кореи, после чего было опубликовано «беспрецедентное по глубине и охвату затрагиваемых вопросов» совместное заявление. Хотя встреча и была призвана продемонстрировать единство союзников перед лицом Пекина, «значимым другим» для укрепления сотрудничества на этот раз стала Северная Корея. В результате, совместное заявление ни разу не упоминает Китай, однако содержит предупреждения «сильного и решительного ответа» в случае проведения КНДР ядерных испытаний, а также планы по повышению координации по мониторингу и оценке угроз при запуске Пхеньяном ракет. Наконец, Байден встретился с премьер-министром Австралии, по итогам чего две страны подтвердили «императив поддержания мира и стабильности в Тайваньском проливе», а также важность сотрудничества в рамках AUKUS.
«В целом, мы довольны работой по координации и созданию контекста […] для двусторонней встречи с председателем Си Цзиньпином», – отметил советник по национальной безопасности Джейк Салливан, по пути из Камбоджи в Индонезию.
Первая очная встреча глав КНР и США в Индонезии
Хотя основным поводом для посещения Бали являлся саммит «Группы 20», для американских СМИ он остался в тени состоявшейся на полях мероприятия первой очной встречи Джо Байдена и Си Цзиньпина. Сам факт того, что переговоры состоялись, уже можно назвать достижением, учитывая проблематичное знакомство двух внешнеполитических команд в Анкоридже весной 2021 года, провокационный визит на Тайвань спикера Нэнси Пелоси в августе 2022, а также введенные в октябре торговые ограничения, призванные подорвать производство в Китае микропроцессоров. В таких условиях Джейк Салливан охарактеризовал задачи на встречу как «необходимость объяснить, что Соединённые Штаты готовы к напряжённой конкуренции, но не хотят конфронтации», что они желают, чтобы «соперничество было управляемым» и две страны «придерживались набора понятных и согласованных правил […], воздерживаясь от запугивания, принуждения и агрессии».
Удалось ли сторонам договориться о таких взаимоприемлемых рамках будущей конфронтации, американские эксперты продолжают спорить по сей день. Если одни (например, Джессика Чен Уайс, профессор Корнеллского университета и в прошлом сотрудница Госдепартамента, или Дэвид Сакс из Совета по международным отношениям) увидели обнадёживающие сигналы готовности двух стран снизить накал конфронтации и возобновить сотрудничество по глобальным вызовам, другие (например, Джеймс Палмер, заместитель редактора «Foreign Policy» и автор еженедельного дайджеста по политике Китая, или Эван Медейрос, профессор Джорджтаунского университета и в прошлом советник в администрации Обамы по вопросам АТР) призвали не возлагать надежд на одну встречу.
Переговоры двух лидеров, отмечает Палмер, не приведут ни к смене настроенных на конфронтацию официальных лиц в обеих странах, ни смягчению риторики в СМИ, ни сокращению возросшего антагонизма в отношении друг друга в обществе. А различия в официальных пресс-релизах по итогам встречи (китайский вариант акцентирует обязательства, данные Джо Байденом по невмешательству в вопросы Тайваня, а американский – согласие Си Цзиньпина с тезисом о неприемлемости угрозы использования ядерного оружия в связи с ситуацией на Украине) выглядят не как признаки компромиссов, а как попытка закрепить на бумаге слова оппонента с тем, чтобы в будущем поймать его на нарушении данных обещаний.