Шестимесячное перемирие в Йемене завершилось безрезультатно. Стороны, изначально воспринимавшие его как временную передышку в ситуации военного тупика, стремились воспользоваться им для улучшения своих позиций. Взаимоисключающие требования сторон не позволили достигнуть компромисса по основным вопросам. Отсутствие объективных представлений друг о друге и взаимная изоляция привели к тому, что хуситы и формирования, противостоящие им, оставались пленниками прошлого и продолжали воспринимать друг другу в рамках ранее заданных нарративов.
2 октября в Йемене завершилось шестимесячное перемирие – беспрецедентно долгий срок для конфликта в этой стране. Перемирие было заключено 2 апреля на 2 месяца и затем дважды продлевалось на тот же срок. В конце сентября международные посредники прикладывали все возможные усилия для того, чтобы предотвратить возврат к состоянию гражданской войны, однако не преуспели.
Согласно изначальным планам международных посредников во главе с ООН и спецпосланником по Йемену Хансом Грундбергом, двухмесячное перемирие должно было стать первым шагом на пути к всеобъемлющему мирному процессу в стране. В ходе шести месяцев затишья выдвигались различные идеи того, как перейти на следующий этап мирного процесса. В начале июне предполагалось, что перемирие будет продлено на 6 месяцев, однако стороны в итоге согласились лишь на двухмесячный срок. В августе спецпосланник ООН предлагал четырёхэтапный план, который бы позволил постепенно выстроить доверие между сторонами. Однако, эта инициатива тоже была отвергнута.
Проблема доверия является ключевой для йеменского конфликта – стороны, которые в общем можно разделить на три больших группы, не рассматривают друг друга как легитимных и договороспособных деятелей. Первую группу представляют хуситы – военно-религиозное шиитское движение, зародившееся на шиитском севере Йемена ещё в 1990-е гг. и захватившее столицу страны в 2014 году. Им противостоит Президентский руководящий совет Йемена, в который входят самые разнообразные политические силы. Он был создан в апреле этого года с подачи Саудовской Аравии с целью консолидировать антихуситские силы в рамках одной структуры: условно их можно разделить на силы поддерживаемые КСА и структуры, поддерживаемые ОАЭ.
Саудовская Аравия вмешалась в конфликт в 2015 г., опасаясь усиления хуситского влияния у своих границ (территории, на которых проживают хуситы граничат с КСА), которое могло быть использовано шиитским Ираном (как впоследствии и случилось) с целью давления на Эр-Рияд. В результате хуситы не рассматривали поддерживаемое на протяжении 7 лет Саудовской Аравией правительство Йемена как самостоятельную силу и во всём видели руку Эр-Рияда. ОАЭ поддержали интервенцию Саудовской Аравии, однако всё это время продвигали в Йемене свои собственные интересы: возрождение в рамках автономии или даже независимого государства Южного Йемена, в 1990 году объединившегося с севером страны. ОАЭ поддерживают сепаратистские движения юга, но только теперь уже в рамках Президентского руководящего совета.
Перемирие 2 апреля было заключено в результате военного тупика, в котором оказались стороны конфликта. Им было необходимо восполнить потери и перегруппироваться. Во многом перемирие стало результатом давления внешних сил – Саудовской Аравии и Ирана, которые после полугодовой паузы провели в конце апреля пятый раунд переговоров, приведший к небольшому снижению напряженности в отношениях двух ближневосточных держав. В дальнейшем перемирие два раза продлевалось, однако каждый раз аналитики высказывали сомнения в том, что оно может перерасти в полноценный мирный процесс.
Фактически перемирие использовалось сторонами для подготовки к новому раунду конфликта. Данные исследовательского центра ACLED, специализирующегося на сборе данных о вооружённых конфликтах, свидетельствуют, что на протяжении всех шести месяцев происходили многочисленные нарушения режима прекращения огня – всего 2803 случая. Причём число нарушений перемирия было примерно одинаковым каждый месяц, что свидетельствует о сохранении напряжённости между сторонами конфликта. Большая часть случаев произошла в районах соприкосновения хуситов с войсками ПРС.
Ни одна из сторон также полностью не выполнила взятых на себя в рамках перемирия обязательств. Хуситы не разблокировали дороги, ведущие к городу Таиз, уже несколько лет находящемуся в осаде. А в порт Ходейды, также контролируемый хуситами прибыло лишь 2/3 танкеров с топливом; свои функции полностью не возобновил аэропорт Саны. В результате стороны зашли в тупик после того, как хуситы заявили, что не разблокируют дороги, ведущие в Таиз, пока правительство не начнет выплачивать зарплаты госслужащим, проживающим на территориях, контролируемых ими. Президентский руководящий совет выдвинул противоположное условие.
Стороны не смогли выстроить конструктивный доверительный диалог, несмотря на усилия международных посредников. Во многом, причиной этого является плохое понимание сторон интересов и позиций друг друга. Аналитики International Crisis Group назвали это «войной нарративов» – каждая из сторон стремится продвигать собственную интерпретацию причин конфликта и во всём винит противников. Хуситы представляют суть конфликта как попытку Саудовской Аравии препятствовать демократической революции в Йемене, в то время как Саудовская Аравия и её союзники считают хуситское движение экстремистским формированием.
Налаживанию взаимодействия также препятствует фактическая информационная изоляция сторон друг от друга. Хуситов на переговорах уже много лет представляет делегация во главе с Мухаммед Абдель Салямом, базирующаяся в Маскате, где проходят встречи. При этом о позиции других официальных лиц хуситского движения остаются неизвестны, равно как остаются неиспользованными и другие каналы связи. В то же время резолюции ООН, согласно которым ключевую роль в эскалации конфликта играли хуситы, способствовали их дальнейшей изоляции. Таким образом, позиция хуситов зачастую интерпретируется через их лозунги и публичные заявления, а не общение с лицами, принимающими решения, в кулуарах.
Стороны йеменского конфликта остаются пленниками его прошлого. Для развития мирного процесса необходимо систематически выстраивать доверие между сторонами, однако обе (если и можно говорить о двух сторонах в йеменском конфликте) из них продолжали воспринимать друг друга в рамках старых стереотипов и воспринимали нынешнее перемирие как вынужденную паузу в войне, а не путь к миру.