7 сентября Высший Федеральный Суд Ирака постановил, что не может распустить парламент страны в текущих условиях. Таким образом он не выполнил ключевого требования Муктады ас-Садра – лидера шиитского движения «ас-Саирун», ставшего главным игроком иракской политической арены после выборов в октябре 2021 года. Обладая относительным большинством в парламенте, ас-Садр вышел из него, стремясь спровоцировать своих противников начать с ним переговоры на более выгодных ему условиях, однако этого не произошло. Теперь ас-Садр требует проведения досрочных выборов, в чем его, однако, не поддерживают даже союзники по коалиции, которую он стремился построить. Готовность ас-Садра прибегнуть к насилию для достижения политических целей натолкнулась на такую же готовность со стороны его политических противников. На фоне приближающегося шиитского праздника Арбаин Ирак балансирует на грани гражданской войны между шиитскими движениями.
После американского вторжения 2003 года в Ираке сформировалась особая политическая система, которую на арабском языке принято характеризовать выражением «мухасаса таифийя», или система этно-религиозных квот. В некоторой степени она конкурентна принципу «маданийя» (гражданственности), при котором общество строится не на этноконфессиональной основе, а учитываются все его элементы.
Она не прописана в конституции, однако считается, по сути, аксиомой иракской политики, на которой затем строятся другие «теоремы». Согласной ней, пост президента всегда занимается представитель Иракского Курдистана, причём именно представитель второй самой крупной курдской партии Патриотического союза Курдистана (ПСК). Пост премьер-министра по традиции занимает член одной из шиитских партий, а пост спикера парламента закреплён за суннитом. Таким образом, в стране существует система «трёх президентов» («ар-руаса ас-саляса»), которые обеспечивают соблюдение интересов каждой из трёх этно-религиозных групп, населяющих Ирак.
Результатом такой системы стало разделение политического спектра страны по этно-конфессиональному признаку и появление системы консоциальной демократии в Ираке по ливанскому образцу, где посты также распределяются между различными этно-конфессиональными группами. В 1970-е гг. в Ливане это привело к гражданской войне. В 2022 году Ирак, по всей видимости, остановился в шаге от неё.
Одной из основных осей противостояния в Ливане был конфликт между суннитами и шиитами. Со времён установления конфессиональных квот в 1943 году, доля шиитов значительно возросла, однако, их представительство в политической системе оставалось тем же. В Ираке, где шииты также составляют большинство населения, они смогли выйти из подчинённого положения после 2003 года, когда суннитская элита страны была отстранена от власти в результате американского вторжения. Теперь основная линия разделения проходит внутри шиитского «дома», однако, в случае начала массовых столкновений в конфликт могут быть втянуты и суннитские партии, в том числе бывшие члены партии «Баас», потерявшие своё положение после 2003 года.
Всё началось с парламентских выборов в октябре 2021 года, когда движение Муктады Ас-Садра «Ас-Саирун» набрало относительное большинство голосов и вместе с суннитским альянсом «Суверенитет» и Демократической партией Курдистана (ДПК) попыталось переманить на свою сторону ряд шиитских партий и добиться создания правительства большинства. Тем самым нарушалась главная «теорема» иракской политики, строящаяся на основополагающей аксиоме – формирование правительства путём консенсуса, а не решением большинства.
В оппозиции к Муктаде ас-Садру оказалось множество шиитских движений, многие из которых считаются близкими Ирану. Потеряв терпение после длительных закулисных переговоров, ас-Садр принял решение о выходе из парламента, надеясь спровоцировать своих оппонентов пойти на его условия, чтобы не вводить политический процесс в тупик. Однако, места депутатов ас-Садра заняли следовавшие за ними в региональных списках депутаты других партий. В результате парламент вновь начал работу и в конце июля готовился выбрать президента – пост, на который традиционно назначают члена курдской партии ПСК, противостоящей союзной ас-Садру ДПК. В отчаянной попытке предотвратить голосование 29 июля сторонники ас-Садра ворвались в Зелёную зону Багдада, где сконцентрированы все правительственные учреждения, а также здания дипмиссий, и заняли здание парламента.
Через несколько дней представитель «Ас-Саирун» призвал протестующих покинуть здание парламента в течение 72 часов, но продолжить протесты внутри Зелёной зоны. В результате в конце августа начались жестокие столкновения между сторонниками ас-Садра и противостоящими ему шиитскими партиями, входящими в так называемую Координационную структуру (КС). В результате столкновений погибли десятки человек, и 30 августа Моктада ас-Садр внезапно приказал своим сторонникам покинуть Зелёную зону в течение 1 часа. 3 сентября агентство Reuters опубликовало статью, согласно которой, великий аятолла Али ас-Систани по неофициальным каналам оказал значительное давление на ас-Садра, чтобы последний отозвал своих сторонников с улиц Багдада и тем самым снял угрозу начала гражданской войны в стране.
Обычно ас-Систани стремится не вмешиваться в политические противоречия Ирака, и сохраняет за собой лишь религиозный авторитет. Однако, в этот раз его вмешательство оказалось необходимо – противоречия внутри шиитского «дома» грозили обернуться хаосом в стране. Его вмешательство было непубличным, так как в случае, открытого призыва к сторонникам ас-Садра уйти с улиц Ирак, он лишил бы последнего авторитета среди сторонников и ещё более фрагментировал политическое пространство Ирака.
В результате в настоящий момент ас-Садр осознал неприемлемость силового решения политического тупика – как в результате отпора со стороны своих противников, так и давления более авторитетных шиитских лидеров. Повлиять на ас-Садра пытались и в Иране, о чём говорит следующий эпизод – в начале сентября великий аятолла Кадим аль-Хаери, считавшийся духовным наставником движения отца ас-Садра, который был убит в 1999, объявил о том, что уходит из публичного пространства (беспрецедентный случай) и осудил ас-Садра за провоцирование противоречий среди шиитов. В Ираке этот шаг интерпретировали как попытку оказать давление на движение «Ас-Саирун».
В настоящее время ас-Садр продолжает призывать провести досрочные парламентские выборы, в чём его, однако, не поддерживают даже сторонники по коалиции, теперь выступающие за возврат к консенсусному правительству. Как сторонники, так и противники ас-Садра стремятся к примирению, особенно на фоне приближающегося шиитского праздника Арбаин, который состоится 16-17 сентября. В эти дни миллионы шиитов совершают паломничество из Багдада или Наджафа в Кербелу, к месту гибели имама Хусейна. В СМИ появлялись сообщения о намерении баасистов организовать в эти дни атаки на паломников, в то время как страна уже находится «на волоске» от конфликта.
От того, насколько спокойно пройдёт этот праздник и какие заявления по его поводу сделает ас-Садр зависит хрупкое будущее Ирака.