На той неделе Олаф Шольц отправился в первый отпуск на посту канцлера. Местом для отдыха был выбран Алльгой — предальпийская область на юге Германии. Вместе с супругой Бриттой Эрнст канцлер ходит в походы в горы, однако, по словам его помощников, не забывает про работу.
Пока Шольц отдыхает, его рейтинги продолжают падать. Сейчас он четвёртый по популярности политик в стране и только второй в своей Социал-демократической партии Германии. Возглавляют рейтинг два политика от «Зелёных» — вице-канцлер Роберт Хабек и министр иностранных дел Анналена Бербок. Эффективность Хабека в опросах оценивают в два раза выше, чем работу Шольца.
Шольца критикуют прежде всего за недостаточную коммуникацию с населением. В правящей коалиции Хабек и Бербок вместо канцлера выполняют роль политиков, объясняющих нынешний курс правительства. Тем временем о Шольце СМИ гораздо чаще пишут в контексте скандалов, нежели политических решений. Резонансным стала выходка Шольца во время пресс-конференции по итогам саммита «большой семёрки»: канцлер без стеснения отказался отвечать на вопрос о гарантиях безопасности для Украины. Спустя неделю на вечеринке СДПГ, на которой присутствовал Шольц, нескольким участницам подмешали наркотики. Регулярно всплывают новые обвинения по поводу коррупционных схем некоторых немецких банков, в которых, как подозревается, действующий канцлер был задействован во времена руководства Гамбургом и федеральным министерством финансов. На фоне скандалов и постоянных упрёков почти никак не освещалась встреча Шольца с жителями Любека — одна из первых попыток канцлера провести прямой диалог с гражданами Германии.
Однако недостаток коммуникации — только внешняя причина падающей популярности канцлера. По-настоящему население тревожит растущая инфляция, повышение цен на товары и назревающий энергетический кризис. Всё более актуальным становится термин «энергетическая бедность», когда гражданин тратит больше 10% своего дохода на отопление, электричество и горячую воду. За последний год количество «энергетически бедных» немцев выросло вдвое и на июнь составляло около четверти населения.
Проблемы в энергетике становятся вызовом, который всё больше раскалывает и так хрупкое правительство. Необходимо ли возвращать обратно в строй немецкие атомные электростанции? Вводить ли скоростной лимит на немецких автобанах? Как призвать бизнес и население сократить потребление газа? Ни по одному из этих и многих других вопросов у Шольца всё ещё нет ясной позиции. Пока канцлер гуляет в горах, Хабек активно готовит пакет мер по обеспечению Германии энергией.
Тем не менее кажется, что Шольц сохраняет спокойствие. «Мы живём во времена, когда речь идёт не о том, что завтра появится в газетах и какими будут результаты ближайших опросов… Важно сохранять почву под ногами и быть уверенным в правильности принимаемых решений. Я могу лишь обещать, что и дальше буду так делать», — отметил канцлер перед уходом в отпуск.
Главным достижением Шольца считается принятие нового оборонного бюджета размером в сто миллиардов евро и утверждение поправки в основной закон для реформирования армии. Однако в экспертных кругах эти успехи называют условными и недостаточными для реального изменения курса страны. Последние годы немецкий ВПК был скорее направлением экономической политики, нежели военно-стратегической. Произведённая в ФРГ военная техника была больше направлена на экспорт, а не на обеспечение национальной безопасности. На саму армию тем временем распространялась политика жёсткой экономии. Так как бундесвер не участвовал в зарубежных миссиях самостоятельно, недостаток военной техники компенсировался силами союзников. К примеру, чтобы восполнить запасы одних только боеприпасов до уровня, соответствующего требованиям НАТО, необходимо 20 миллиардов евро, то есть одной пятой от всего оборонного бюджета.
«Увидишь с крутой и высокой скалы, что в прошлом потеряно мало», — так Генрих Гейне завершает стихотворение, в котором немецкий поэт рекомендует путешествовать в горах, чтобы преодолеть трудности. Поездка в предгорье Альп вряд ли поможет Шольцу разрешить актуальные проблемы и наверстать упущенные за почти восемь месяцев руководства страной возможности. Сложно представить, что из отпуска Шольц вернётся лидером, готовым вывести страну из назревающего кризиса.