В воскресенье в Германии прошли первые региональные выборы после формирования нового федерального правительства в декабре прошлого года. Триумф СДПГ, провал ХДС и неважные результаты других партий отражают основные тенденции в партийно-политической жизни ФРГ, а в дальнейшем могут усугубить разногласия между партиями в бундестаге и усложнить работу федерального правительства.
На первый взгляд состоявшиеся в воскресенье выборы в ландтаг в Сааре не представляют большого значения для федеральной политики. Население земли на юго-востоке ФРГ не достигает миллиона человек и составляет чуть больше 1% всей страны. Тем не менее в Берлине с особым вниманием следили за развитием событий в федеральной земле, которая занимает предпоследнюю строчку в списке по ВВП. Выборы в Сааре стали первым региональным голосованием после формирования нового правительства и важным показателем того, поддерживает ли население нынешний курс Берлина. Результаты Социал-демократической партии Германии (СДПГ), «Зелёных» и Свободной демократической партии (СвДП) расцениваются не только как рейтинги местных политических сил, но и как одобрение действий правящей коалиции Германии.
Фактор личности в саарских выборах в целом играет достаточно небольшую роль. Это связано с отличающейся от других земель избирательной системой. Если обычно в Германии голосуют по двум спискам — за партию и за отдельного кандидата, то в Сааре голос отдают только по партийным спискам. Это означает, что эти выборы больше демонстрируют популярность всего политического движения, нежели отдельных личностей. И хотя Саар нередко становится «кузницей кадров» для ключевых политиков Германии, к примеру, для бывшего министра иностранных дел Хайко Мааса или министра обороны Аннегрет Крамп-Карренбауэр в последнем кабинете Меркель, всё же в современном Сааре отсутствуют по-настоящему яркие региональные лидеры, которые ассоциируются со всей политической силой.
Воскресные выборы в Сааре поразили всю Германию однозначностью исхода и дальнейшего формирования правительства. СДПГ, которая в последнем региональном правительстве была младшим партнёром Христианско-демократического союза, добилась прироста в почти 14% и обеспечила абсолютное большинство мест в ландтаге, а значит сможет самостоятельно сформировать правительство без сотрудничества с другими партиями. Правящий с 1998 года ХДС потерял 12% и будет вынужден уйти в оппозицию. Сильный удар был нанесён по партии «Левая», которая потеряла все свои места в ландтаге, а «Зелёные» и СвДП по предварительным данным не преодолели 5% барьер. Пока неизвестно, войдут ли две правящие на федеральном уровне партии в парламент Саара. Почти не изменилось положение АдГ, которая сохранит свои 3 места в парламенте из 51 депутата.
Немецкие СМИ уже окрестили выборы в Сааре проверкой поддержки канцлера от СДПГ Олафа Шольца, которую он однозначно прошёл. В преддверии выборов немецкую политическую повестку дня заполнили международные вопросы и их влияние на Германию — кризис на Украине, рост цен на энергоресурсы, планы правительства усилить бундесвер. Победа СДПГ в Сааре сигнализирует о том, что немцы поддерживают курс федерального правительства и рассматривают канцлера Шольца в качестве главного инициатора этого курса.
Тем не менее Шольц наверняка понимает, что триумф его партии на региональном уровне повышает его личную популярность, но одновременно с этим может создать управленческие трудности. Выборы в Сааре стали не только победой для СДПГ, но и большим поражением для ХДС. Фридрих Мерц, председатель ХДС с января этого года, будет любыми методами усиливать имидж христианских демократов и вставлять палки в колёса своим главным конкурентам в СДПГ. Для этого в немецкой политике есть подходящие инструменты. Для многих масштабных инициатив в Германии нужен компромисс между политическими силами, даже если партии не имеют прямого доступа к управлению страной.
Партийная борьба может повлиять на внешнеполитический курс Берлина и создать трудности для планируемого укрепления оборонного потенциала Германии. Чтобы усилить роль бундесвера, необходимо внести поправки в Основной закон ФРГ, а это требует двух третей голосов в бундестаге, то есть на 75 голосов больше, чем есть в распоряжении правящей коалиции. В ХДС уже подвергли критике планы социал-демократов. Подрыв амбициозных целей конкурентов может стать личной задачей Фридриха Мерца и показателем его успеха в качестве лидера оппозиции.
Ревностно на выборы в Сааре смотрят также «Зелёные» и СвДП. Оба коалиционных партнёра наверняка опасаются, что чрезмерная популярность СДПГ приведёт к тому, что две меньшие партии в коалиции станут исключительно исполнителями курса Шольца и потеряют контроль над принятием решений. Пока «экологам» и либералам остаётся только преуменьшать значение региональных выборов в общегерманском контексте, что уже сделал лидер СвДП и министр финансов Кристиан Линднер.
Пока в Германии растёт соперничество между партиями и появляются новые внутренние и внешние вызовы, для общегерманской политики повышается значимость земельных выборов, а партии уделяют всё большее внимание результатам на региональном уровне. В этом году в ФРГ пройдут выборы в ещё три ландтага. Однако голосование в маленьком Сааре уже сейчас бросает тень на большие проблемы в отношениях между партиями. Разгорающаяся партийная борьба может нарушить последовательность курса Олафа Шольца.