banner

Завышенных ожиданий от первого официального визита Шольца в Москву не было ни у кого. Поездка в Россию пришлась на пик напряжённости в отношениях между Россией и Западом. Американские спецслужбы активно раздували миф о готовящейся российской «агрессии», а их союзники поддерживали панику, призывая своих соотечественников покинуть Украину.

Не было точного понимания, как будет вести себя сам Шольц. Незадолго до визита в высказываниях Шольц стремился ни на шаг не отступать от своей так называемой «двойной стратегии» по отношению к Москве. С одной стороны, канцлер выделял совместные интересы и значимые для обеих стран проекты, а также необходимость укреплять взаимную безопасность. С другой — политик сохранял беспрекословную приверженность западным институтам и подчёркивал непоколебимость общей позиции НАТО и ЕС. В преддверии визита Шольц неоднократно заявлял союзникам, что Москва не должна «недооценивать сплочённость НАТО и ЕС». За день до этого канцлер посетил Киев и заверил, что Германия твёрдо стоит на стороне Украины. Ранее немецкие СМИ сообщали, что советники Шольца задействованы в разработке возможных новых санкций против России. Какому из двух элементов этой стратегии Шольц отдаст приоритет, не было ясно до начала визита.

Казалось, что встреча двух лидеров будет напоминать недавние переговоры министров иностранных дел: тогда Анналена Бербок достаточно скованно зачитывала подготовленные заявления, а общая атмосфера была сравнима с погодой в морозный январский день. Немецкие репортёры выделяли напряжённый тон и хмурые взгляды двух министров.

Однако вопреки ожиданиям, встреча Путина и Шольца в этот вторник прошла в гораздо менее накалённой обстановке. Лидеры отметили предметную и обстоятельную дискуссию и готовность обеих сторон продолжать диалог. Эксперты оценили, что Шольц вёл себя уверенно, а Путин чувствовал себя комфортно с коллегой из ФРГ. Решение о частичном выводе российских войск из районов военных учений Шольц воспринял как «позитивный сигнал». Солнечный февральский день гораздо больше располагал к беседе, нежели недавние январские морозы.

В ходе встречи стороны не уделяли избыточное внимание ценностным вопросам, которые часто становятся водоразделом между Россией и Германией. Проблемы с закрытием RT DE в Германии и Deutsche Welle в России и разные подходы к организации гражданского диалога скорее звучали в назывном порядке, нежели становились предметом долгих дискуссий.

Такая встреча не должна была привести к прорыву в отношениях. Тем не менее на ней проявились некоторые тенденции российского вектора немецкой внешней политики, которые могут получить дальнейшее развитие и положительно сказаться на двустороннем сотрудничестве.

Во-первых, встреча заложила основу для дальнейшего прямого общения между двумя лидерами. В современных международных отношениях лидерская дипломатия становится важным условием для того, чтобы в короткие сроки решать быстро появляющиеся проблемы и сохранять коммуникацию, несмотря на различные подходы. Яркий пример — диалог между Владимиром Путиным и его турецким коллегой Реджепом Эрдоганом. Хотя Россия и Турция по-разному видят урегулирование карабахского, сирийского, ливийского и ряда других конфликтов, коммуникация между двумя лидерами позволяет снижать напряжённость в моменты, когда ситуация рискует полностью выйти из под контроля. Если Путину и Шольцу удастся выстроить прямой контакт, то это может в какой-то мере положительно сказаться на всём диалоге России с Западом. Однако переоценивать перспективы тесного сотрудничества между Путиным и Шольцем тоже не стоит. На Шольца и всю Социал-демократическую партию Германии оказывается серьёзное давление со стороны СМИ в связи с тем, что экс-канцлер и бывший председатель СДПГ Герхард Шрёдер участвует в деятельности российских нефтегазовых компаний. Шольц, который всегда стремился избегать скандалов, не позволит себе стать мишенью для ангажированных СМИ и антироссийских экспертов.

Во-вторых, после встречи ряд немецких экспертов убедился в том, что официальному Берлину следует ясно высказаться о невозможности членства Украины в НАТО. В Киеве Шольц заявил Зеленскому о том, что вступление Украины в альянс не стоит на повестке дня. Однако в Германии укрепляется позиция, что этого недостаточно. По мнению председателя Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганга Ишингера, решение НАТО о том, что Грузия и Украина не будут приглашены в альянс, не будет противоречить принципу свободного выбора союзов. «НАТО не обязано принимать в члены любое государство. Нам не помешало бы сейчас прямо заявить, может быть, письменно, что расширение НАТО, другими словами, “политика открытых дверей”, завершилось», — считает исследователь университета Галле-Виттенберг Андреас Бёниш.

В-третьих, оба лидера понимают, что между двумя странами сохраняется значительный потенциал для развития экономических отношений. На визит Шольца сразу положительно отреагировал рынок. Обнадёживающие заявления двух лидеров привели к укреплению рубля по отношению к доллару и евро. Стабильный и доверительный диалог между Путиным и Шольцем может позитивно сказаться на двустороннем торгово-промышленном сотрудничестве. Желание обоих лидеров реализовывать совместные проекты в сфере защиты окружающей среды и развития водородной экономики дают надежду, что «Северный поток—2» станет не последней стратегически важной для двух стран инициативой.

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше