banner

По мере того как западные аналитики соревнуются в разгадке «планов Путина» и строят сценарии «неминуемого» российского вторжения на Украину, всё чаще звучат опасения, что потенциальный конфликт может резонировать в Арктике. Однако эти рассуждения упускают из виду важную деталь – внутрирегиональные отношения арктических держав достаточно устойчивы к внешним шокам и следуют особой логике.

Нагнетание напряжённости вокруг Украины на Западе дошло и до Севера. На новостном портале ArcticToday вышел материал «Российское вторжение на Украину вероятно повлияет на Арктику – как именно, пока непонятно». В нём западные эксперты и политики гадают, как текущий кризис может перекинуться в высокие широты. По их мнению, возможная военная кампания существенно осложнит любые контакты с Россией – в том числе и в Арктике – и спровоцирует новый виток милитаризации региона. «У любого ухудшения отношений [России и Запада], скорее всего, будет и арктический компонент», – отметил Андреас Остхаген, старший научный сотрудник норвежского Института Фритьофа Нансена. «Невозможно отгородить Арктику в глобальном кризисе между Россией и США», – считает Уильям Померанц, и.о. директора Института Кеннана при Центре Вудро Вильсона.

Карен-Анна Эгген из Норвежского университета обороны склоняется к тому, что «масштабная военная операция России на Украине приведёт к повышению [военной] активности всех сторон на Севере». По мнению Лизы Мурковски, сенатора-республиканца от Аляски, напряжённость вокруг Украины «напоминает о том, что нужно быть начеку повсюду» и быть готовыми к военной активности в Беринговом проливе вблизи Аляски.

Удивительно, почему при такой логике «неминуемый» конфликт не может дойти и до Юга?

Арктическая исключительность

2014 год. Россия присоединяет Крым. Западные страны сворачивают военное сотрудничество с Москвой, приостанавливает работу Совет Россия-НАТО. Прекращаются встречи начальников генеральных штабов стран-членов Арктического совета и круглые столы по вопросам арктической безопасности на уровне старших офицеров ВМС и береговой охраны двенадцати стран.

Прошло восемь лет. Украинский сюжет снова в центре внимания мировой политики. Деградация отношений России и Запада задела Арктику по касательной. Военно-политическая обстановка в регионе за это время стала более напряжённой: возрастают масштабы военных учений, а страны обвиняют друг друга в милитаризации. Из многосторонних форматов сотрудничества в области безопасности с участием России продолжает работу лишь Арктический форум береговых охран. Тем не менее обзор оборонной политики прибрежных арктических стран в 2015-2019 годах показал, что западные страны не стали наращивать военное строительство в высоких широтах и по-прежнему оценивают военные угрозы в Арктике как низкие.

Несмотря на общую напряжённость в отношениях России и Запада и взаимные обвинения в милитаризации региона, успешное сотрудничество и контакты арктических стран в других областях продолжаются — борьба с изменением климата и охрана окружающей среды, управление морскими ресурсами и судоходством, поиск и спасание, береговая охрана и т.д. В 2014 году под эгидой Международной морской организации и при активном участии арктических стран был принят Полярный кодекс, регулирующий судоходство в высоких широтах. В 2018 году члены Арктического совета вместе с Японией, Южной Кореей и ЕС ввели 16-летний мораторий на вылов рыбы в центральной части Северного Ледовитого океана. Многосторонние арктические площадки, такие как Арктический совет или Совет Баренцева-Евроарктического региона, стали для России каналом коммуникации с североевропейскими членами НАТО.

Арктическая политика продемонстрировала устойчивость к внерегиональным кризисам и тем самым доказала свою «исключительность».

Зона мира и безопасности

Благодаря «мурманским инициативам» Михаила Горбачёва, после холодной войны Арктику стали называть «зоной мира и безопасности», что в полной мере проявилось на практике. Вследствие географических, международно-правовых и военно-политических особенностей региона в межгосударственных отношениях здесь возобладала особая логика — арктический консенсус. Он предполагает трезвое понимание всеми арктическими странами проблем безопасности региона и их решение через многостороннее сотрудничество.

После 2014 года военно-политическая составляющая «консенсуса» дала небольшую трещину: арктические страны НАТО начали по инерции выстраивать собственную региональную систему военно-политической безопасности, «изолировав» Россию. На этом «трещина» пока остановилась, поскольку большинство проблем Арктики просто невозможно решить, подвергнув крупнейшую региональную державу остракизму. Некоторые западные аналитики уже указывают на необходимость вернуть Россию в арктические форумы безопасности.

В поддержании мира и стабильности в регионе значительную роль играет Арктический совет, хотя вопросы военной безопасности не входят в его мандат. В конце января он был выдвинут на Нобелевскую премию мира. В канун своего двухлетнего председательства в совете Россия выступила с инициативой возобновить военные консультации стран-членов. На Западе предложение встретили осторожно, а некоторые эксперты высказали мнение, что такой шаг может только обострить существующие противоречия.

Текущий кризис вокруг Украины и Арктика

Если оставить за скобками бесконечные споры о «милитаризации» Арктики, повышенная военная активность России в регионе — от Баренцева моря до Чукотки — лишь ещё один сигнал западным странам о серьёзности намерений Москвы. В нынешних условиях едва можно представить себе реальный повод для применения силы в высоких широтах.

В случае обострения текущего кризиса вряд ли стоит ожидать сокращения дипломатической активности западных столиц в отношении Москвы в Арктике. Контакты России и других арктических стран в области военной безопасности и так стремятся к нулю — полное их прекращение нанесёт ущерб всем и ударит, в первую очередь, по невоенным сферам.

При близком рассмотрении российская инициатива по «гарантиям безопасности» затрагивает вопросы деятельности НАТО в Европе, однако в более широком контексте это призыв к пересмотру всей архитектуры европейской безопасности и фундаментальных основ отношений России и Запада. Применительно к Арктике этот призыв может касаться построения открытой системы региональной безопасности без разделительных линий.

Арктика — один из фронтиров между Россией и западными странами, однако фронтир с наименьшим конфликтным потенциалом из всех существующих. Для современных межгосударственных отношений в Арктике характерна конкуренция за лидерство, но не конфликт: ни Россия, ни США, ни какая-либо иная арктическая держава не заинтересованы в эскалации напряжённости в «регионе мира и безопасности». Механический перенос логики кризиса европейской безопасности в Арктику невозможен.

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше