banner

Прошедшую неделю американцы провели за подведением итогов. 29 апреля истекают первые сто дней президентства Джо Байдена – период, по которому со времен Франклина Делано Рузвельта пытаются предсказать характер президентства в следующие четыре года. Ценность данных предсказаний весьма условна: к высокой планке Рузвельта так никто и не смог приблизиться, а события, способные кардинально развернуть динамику президентства, могут происходить и за пределами ста дней, как это было с Джорджем Бушем, мл.

Тем не менее, к данной отметке по традиции Белой дом подходит с некоторой нервозностью. Если Джон Кеннеди пытался справиться с этим занижением ожиданий и в инаугурационной речи заметил, что стоящие перед Америкой проблемы нельзя решить «ни за 100 дней, ни за 1000», то администрация Байдена взяла на вооружение прямо противоположный подход. Многие сотрудники Белого дома, перешедшие из администрации Барака Обамы, в последние месяцы сетовали на «скромность» своего предыдущего босса, который отказался от амбициозных инициатив, пытаясь добиться поддержки республиканцев, а затем не захотел «пробежать круг почета», даже после таких урезанных достижений. В результате принятый Обамой пакет экономических мер по выходу из финансового кризиса быстро забылся, так и не став фактором в промежуточных выборах 2010 года. Демократы потеряли контроль над Конгрессом, что фактически поставило крест на законодательной деятельности Обамы. В марте на встрече с демократами-законодателями Джо Байден вспомнил это период и выученные уроки: «Я ему тогда говорил: “Расскажи людям, что ты сделал”. Он ответил: “У нас нет времени, чтобы праздновать”. И, как ни парадоксально, эта скромность обошлась нам дорогой ценой».

Первые победы

Джо Байден скромничать не стал, и 28 апреля выступил с обращением к нации, где подробно рассказал о своих достижениях и поделился грандиозными планами на будущее.

Первое, что повсеместно ставится в заслугу текущей администрации и с чего начал свою речь Байден, – это борьба с коронавирусом. Обещая «сто миллионов доз вакцин в первые сто дней», Джо Байден более чем в два раза превысил этот показатель: на 29 апреля 98 млн американцев (29,5%) полностью вакцинированы, и более 140 млн (43%) получили минимум одну дозу. Критики администрации справедливо возражают, что Байден просто пожинает плоды того, что начал Дональд Трамп. Как отметил Пол Манго, один из кураторов учрежденной Трампом и продолженной Байденом программы по вакцинации «Operation Warp Speed», «мы передали им эстафетную палочку, и они бегут с ней к финишу». Тем не менее, получив эстафету, новая администрация не только не замедлила темп, но побежала быстрее. Она взяла в свои, «федеральные», руки процесс организации центров вакцинации (что при Трампе было отдано на откуп штатам), выделив дополнительные средства на расширение штата медицинских работников. В результате, как подчеркнул в среду Байден, сегодня 90% американцев живут в пределах 5 миль от центра вакцинации, и каждый в возрасте старше 16 лет может при желании получить вакцину бесплатно (что является настоящим чудом для приватизированной американской системы здравоохранения). Благодаря успехам вакцинации постепенно начинают сниматься ограничения: Нью-Йорк, например, пообещал отменить все существующие запреты к 1 июля. «Действительно все, и мы вернемся к нормальной жизни», – почеркнул в четверг губернатор штата Эндрю Куомо. Пожалуй, наиболее справедливо рассудил двух президентов губернатор Арканзаса республиканец Аса Хатчинсон, назвав причиной успеха деполитизацию данного вопроса: в то время как Байден поспешил развернуть вспять все, что делал Трамп, он «не выбросил его программу вакцинации и сохранил то, что имело смысл, внеся поправки там, где это было необходимо».

Напрямую с борьбой с коронавирусом связана и самая крупная на сегодняшний момент законодательная «победа» Байдена – «План по спасению Америки» в 1,9 трлн. долл. Содержащая, среди прочего, прямые выплаты населению, дополнительные пособия по безработице, налоговые льготы семьям с детьми, экономические стимулы для открытия школ и, при этом, минимальные «подарки» большому бизнесу, данная инициатива получила высокие оценки среди американцев – ее одобрили 70% населения. Такое вливание средств в экономику на фоне постепенного снятия ограничений на работу бизнесов привело к росту ВВП с января по март на 6,4% в годовом выражении. При этом администрация продолжает осторожно предупреждать, что рано радоваться. Поскольку номинальные значения ВВП до сих пор ниже «доковидного» уровня (на 1% от пика 4 квартала 2019 года), экономика формально продолжает находиться в фазе рецессии. Безработица, сократившаяся с максимума прошлого года 14,7% до 6%, пока превышает 3,5%-ое значение февраля 2020, а первичные обращения за пособиями по безработице, продолжая еженедельное снижение (до 553 тыс. 29 апреля), по-прежнему более чем в два раза выше марта прошлого года. И все-таки настроения весьма оптимистичные: Goldman Sachs после принятия «Плана» увеличил прогнозы роста ВВП США в 2021 году до 8%, что, в случае реализации, будет самым высоким показателем с 1951 года.

«Скучно и радикально»

Помимо воодушевляющих показателей экономики и темпов вакцинации, важно отметить и политические успехи администрации. Хотя предпринятые социальные меры были скромнее обещанных, они оказались более решительными и социально ориентированными по сравнению с администрацией Обамы, с которой невольно сравнивают команду Байдена, учитывая примерно одинаковый состав и экономический кризис, совпавший с началом президентства. В результате, прогрессисты остались крайне довольны, что позволило не допустить раскола в демократической партии.

При этом республиканцы пока не могут найти эффективную линию атаки на Байдена, которая была бы сопоставима с протестами против «Obamacare», мобилизовавшими электорат в рамках «движения чаепития» в 2010 году. В ход уже шли обвинения в «отмене» популярного автора детских книжек (Байден их проигнорировал), в намерениях лишить американцев мяса (быстро было опубликовано опровержение, и авторы заявлений были вынуждены публично извиниться), в том, что сохраняющиеся ковидные ограничения нарушают фундаментальные права человека (администрация незамедлительно уступила, снизив рекомендации по ношению масок и пообещав, что никаких обязательных паспортов, требований по вакцинации и федеральных медицинских баз данных не будет). Подобное лавирование, дополненное банальной «серостью» «сонного Джо», привела к тому, что ни одна из этих атак «не прилипла», а Байден оказался еще более «тефлоновым», чем Трамп.

В этом плане задуманная как негативная оценка, данная сенатором Тедом Крузом (респ., Техас) выступлению Байдена – «скучно и радикально» – на самом деле точно определяет секрет его политических успехов. Инициативы были достаточно «радикальными», чтобы успокоить левых демократов, а их реализация – достаточно «скучной», чтобы не давать республиканцам повода для нападок.

Каменистая дорога впереди

Разделенные с Трампом лавры за вакцинацию и экономический стимул, не содержащий ни одной долгосрочной программы (большинство мер истекают в сентябре), все же сделали свое дело, вернув американцам утраченный оптимизм: сегодня 48% считают, что «страна движется в правильном направлении», по сравнению с 19% в начале января. Однако битва за настоящие трансформации, задуманные администрацией, еще впереди, и победа в них пока не гарантирована.

Администрация Байдена предложила американцам два масштабных законопроекта: «American Jobs Plan» (также известный как «инфраструктурный законопроект»), представленный в конце марта, и «American Families Plan», детали которого Белый дом опубликовал на этой неделе. Направленные, соответственно, на создание рабочих мест (посредством обновления инфраструктуры и инвестиций в зеленую энергетику) и укрепление социальной защиты (через расширение бесплатного образования, поддержку семьям с детьми, введение на федеральном уровне больничных и декретных отпусков и проч.), они в сумме обойдутся США в 4 трлн долл. в течение следующих 10 лет. В отличие от экономического стимула, принятого «в долг», оплачивать эти расходы администрация планирует за счет повышения налогов: для корпораций и на доходы с финансовых операций, устранения налоговых «дыр» (tax loopholes) и повышения контроля за собираемостью.

Содержание реформ одобряется большинством населения (56%), но когда американцев спрашивают, согласны ли они на повышение различных налогов и сборов внутри США для их оплаты, поддержка падает до 20-30% (в зависимости от вида облагаемой деятельности). Это создает намного более плодородную почву для оппозиции республиканцев, которые уже подготовили свой вариант инвестиций в инфраструктуру. Убрав из него все, что связано с экологией и социальными программами, они предложили план в 0,5 трлн долл., который будет оплачен за счет «перераспределения» уже одобренных бюджетных расходов. Как и амбициозный план Байдена, так и скромный план республиканцев являются стартовой заявкой в предстоящих переговорах, которые, как ожидается, продлятся несколько месяцев.

При этом у демократов сохраняется в запасе «ядерная опция» – «budget reconciliation» – процедура, позволяющая принимать законопроекты простым большинством (она была использована для одобрения экономического стимула). Однако внутри самой демократической партии уже начинается роптание о недопустимости управления страной через президентские указы и процедурные уловки, особенно если речь идет о таких масштабных реформах. Кроме этого, демократы-центристы, не поддерживают столь радикальное увеличение налогов: Джо Мэнчин, например, назвал своим «потолком» корпоративный налог в 25%, в то время как администрация предлагает повышение до 28%, что ставит под угрозу сохранение даже простого большинства. В таких условиях сотрудники Белого дома на этой неделе признали, что «отдельные части плана могут быть приняты на межпартийной основе, но путь к компромиссу по поводу их оплаты будет каменистым».

Более того, сосредоточившаяся на экономической программе администрация Байдена пока игнорирует социальные вопросы, которые внезапно могут нарушить все планы. Нерешенная проблема полицейской жестокости грозит в любой момент обернуться волной массовых протестов после публикации очередного ужасающего видео. Администрация продолжает игнорировать вопрос огнестрельного оружия, в то время как случаи массовой стрельбы происходят в США регулярно, и наиболее вопиющие из них способны на несколько недель парализовать политическую жизнь в стране. Наконец, на глазах обостряется кризис на южной границе, где количество нелегальных мигрантов в марте составило 172 тысячи человек – самый высокий показатель за последние 20 лет.

Остроту этот кризиса, который сегодня замечают даже лояльные администрации СМИ, подтверждает тот факт, что команда Байдена в последнее время начинает скатываться к методам Трампа. Так, администрация продолжила судебные производства по передаче частных земель вдоль границы, по которым должна пройти стена, в федеральное пользование, а в начале апреля министр внутренней безопасности Алехандро Майоркас отметил в разговорах с подчиненными, что необходимо устранить «дыры» в существующих «физических барьерах» на границе, то есть достроить стену. Также, подобно Трампу, Байден обратился за помощью к Мексике, передав часть имеющихся у США запасов вакцины AstraZeneca в обмен на согласие закрыть (под предлогом карантина) южную границу и принять часть мигрантов, находящихся на территории США. Однако как отмечают сотрудники администрации, долгосрочное решение требует законодательных мер, что пока нежелательно, так как может отвлечь от текущих приоритетов.

«Первые сто дней – это далеко не конец, но это конец начала, – написал в 2009 году Майкл Уоткинс, профессор бизнес-школы IMD в Лозане. – Лидеры, заступающие на новые позиции, еще могут позволить себе запнуться, затем оправиться и продолжить путь как ни в чем не бывало. Но все-таки намного проще, если путь начинается без запинки. Именно поэтому этот период транзита так важен». С этой точки зрения, первые сто дней Байдена можно назвать вполне успешными: политическое единство демократов было сохранено, сопротивление республиканцев было нивелировано, а принятые инициативы были эффективны и популярны. Однако все, что сделано на данный момент – это меры экстренного реагирования на проблемы прошлого, и администрация только вступает на путь реализации реформ, которые определят будущее. Учитывая каменистость этого пути и склонность Байдена к спотыканию, оставшиеся 1300 дней грозят стать настоящим испытанием.

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше