В субботу 16 января на внеочередном съезде ХДС был избран новый руководитель партии. Им стал 59-летний Армин Лашет, премьер-министр федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия. Первый тур голосования завершился в пользу юриста-миллионера Фридриха Мерца, обогнавшего Лашета на 5 голосов. Однако во втором туре Лашет обошел соперника, набрав 521 голос против 466 у Мерца.
Предвыборная кампания в ХДС отличалась напряженной борьбой между кандидатами. Последние выборы партийного руководства прошли совсем недавно в декабре 2018 г. Тогда главными соперниками были Аннегрет Крамп-Карренбауэр и Фридрих Мерц. После того как АКК под давлением внутрипартийных скандалов спустя немногим более года отказалась от лидерства, Мерц неожиданно получил шанс на быстрый реванш и снова включился в борьбу.
До самого съезда опросы демонстрировали уверенное лидерство Мерца. Армин Лашет шёл от него с отставанием, в какой-то момент пропустив вперёд и явного аутсайдера Норберта Рёттгена.
Между тем, в случае выборов руководителя ХДС опросы играли важную, но не главную роль. Решать судьбу партийного руководства предстояло делегатам съезда ХДС в количестве 1001 человека. Понять их настроения до голосования было трудно. Влиятельные партийцы в основном воздерживались от выражения открытой поддержки тому или иному кандидату. Как и два года назад Мерц ассоциировался с консервативной частью ХДС, уставшей от компромиссной политики Меркель, из-за которой, по их мнению, партия утратила своё лицо, а вместе с ним и традиционного избирателя. Лашет выступал в качестве фаворита Ангелы Меркель, которого поддерживала значительная часть партийной бюрократии, а также спонсоры партии из числа промышленников и бизнесменов Северного Рейна-Вестфалии.
Впрочем, такое обобщённое представление о группах поддержки Мерца и Лашета не учитывало множества деталей. Например, позицию женщин, которые составляли около трети делегатов. Считается, что их симпатии были преимущественно на стороне Лашета, поддержавшего идею женских квот для партийного руководства (позиция Мерца по этому вопросу была неопределенной). Или предпочтения делегатов съезда из восточных федеральных земель. Согласно расхожему мнению, поддержав Мерца в борьбе с Крамп-Карренбауэр, они, не желая делать повторную ставку на однажды проигравшего кандидата, предпочли на этот раз поддержать Лашета. Подобные примеры показывают, что выборы председателя ХДС проходили при усилении внутрипартийной фрагментации, которая делала трудным определение однозначного фаворита.
Что же предопределило успех Армина Лашета?
Во-первых, на фоне других кандидатов Лашета отличал значительный опыт работы в исполнительных и законодательных органах власти. Вступив в ряды ХДС в 18 лет он последовательно развивал свою политическую карьеру. Начав свой профессиональный путь как журналист, вскоре он полностью посвятил себя политике, взяв старт с родного для себя Ахена, где в 1989 г. вошел в состав городского совета. Впоследствии Лашет продолжил движение вверх по партийной иерархии, был депутатом бундестага, Европарламента, входил в состав земельного правительства Северного Рейна-Вестфалии, а затем и возглавил его. Любопытно, что в своей политической карьере Лашету доводилось соперничать с Норбертом Рёттгеном, который теперь также претендовал на лидерство в ХДС. В 2010 г. они оба боролись за лидерство в региональном отделении ХДС в Северном Рейне-Вестфалии. Тогда Рёттген одержал верх, но спустя два года на фоне плохих результатов земельных выборов был вынужден уйти, уступив место Лашету.
Иными словами, из всех трёх делегатов только Лашет имел столь длинный непрерывный послужной список работы в законодательных и исполнительных органах власти, в котором успехи перевешивали неудачи. Всего этого явно не хватало Фридриху Мерцу, вынужденно покинувшему большую политику в начале 2000-х гг. Фактор нахождения внутри действующей политической системы особенно возрос на фоне пандемии коронавируса, когда относительные успехи немецкого правительства по борьбе с последствиями эпидемии во время её первой волны позволили земельным руководителям, таким как Лашет и Зёдер, представить себя как эффективных лидеров. Мерцу, самому переболевшему коронавирусом, оставалась лишь позиция критика.
Во-вторых, как уже было сказано выше, Лашет рассматривался как преемник Ангелы Меркель на посту руководителя ХДС и, в перспективе, как будущий федеральный канцлер. Несмотря на то, что Меркель оставила руководство партией в 2018 г., её влияние и авторитет среди христианских демократов по-прежнему значительны. Во многом благодаря её покровительству ранее удалось обеспечить избрание лидером партии Аннегрет Крамп-Карренбуэр, которая выглядела по сравнению с Фридрихом Мерцем очевидным аутсайдером. Теперь ситуация повторилась и с Армином Лашетом.
В представлении многих экспертов, шансы Лашета на победу в гонке за партийное лидерство и пост федерального канцлера значительно возросли после визита Меркель в Северный Рейн-Вестфалию в августе 2020 г. Тогда Лашет сумел организовать образцовую «деловую» программу визита, отличную от пышного приема канцлера в Баварии несколькими неделями ранее. Меркель не осталась в долгу и, отвечая на вопросы журналистов, выразилась в отношении перспектив Лашета комплиментарно:
«Когда вы управляете самой густонаселенной землей ФРГ в составе черно-желтой коалиции, и эта работа проходит эффективно и не вызывает серьезных нареканий, то это можно считать по меньшей мере весомым аргументом».
В-третьих, Лашету удалось выстроить внешне привлекательный образ политика, сочетая управленческую компетентность с доброжелательностью, улыбчивостью и открытостью. На контрасте с холодной строгостью Фридриха Мерца это добавляло Лашету симпатий однопартийцев. Здесь нельзя не отметить эффектную речь Лашета на съезде, которая получилась личностной и живой. В своем выступлении он упомянул своего отца-шахтёра, здравствующего до настоящего времени, и его жизненный опыт, актуальный и для современной политики. В конце речи Лашет, отойдя от трибуны, продемонстрировал слушателям шахтерский спусковой жетон отца с номером 813 как символ доверия. Для скупой на эмоциональные жесты немецкой политики это выглядело нетривиально.
Значимое место в образе Лашета как политика играет и фактор политического католицизма. В условиях нарастающей секуляризации немецкого общества Армин Лашет не боится позиционировать себя как практикующего католика. Отец троих детей, живущий в браке с Сюзанной Лашет с 1985 г., он выступает как образцовый христианский семьянин. С 2017 г. Лашет занимает должность «посланника» (Stiftungsbotschafter) католического фонда Stiftung pro missio с капиталом в 50 млн евро. Также он входил в руководство Центрального комитета немецких католиков.
В России победа Лашета была встречена как хорошая новость. На фоне атлантистов Мерца и Рёттегена Лашет выделялся сдержанной и даже доброжелательной риторикой в адрес России насколько это возможно авторитетному немецкому политику в нынешних условиях. Даже в ситуациях обострения российско-германских отношений в последние годы, таких как убийство Зелимхана Хангошвили или случае с Алексеем Навальным, Лашет воздерживался от антироссийской риторики. Как и Ангела Меркель, он поддерживает идею строительства газопровода «Северный поток-2». В рамках работы германо-российского форума «Петербургский диалог» в 2019 г. Лашет принял активное участие в организации форума в окрестностях Бонна и провел на полях мероприятия встречу с главой МИД России Сергеем Лавровым.
В то же время, взвешенный подход Лашета к российско-германским отношениям не гарантирует его масштабирования в случае, если он займет кресло канцлера или останется лидером крупнейшей партии ФРГ. Стратегия налаживания связей с Москвой будет увязана для Берлина с переформатированием американо-германских отношений после противоречивого президентства Дональда Трампа, попытками консолидации Европейского Союза как полноценного международного игрока и восстановлением немецкой экономики после пандемии коронавируса. Полноформатная нормализация российско-германских отношений в условиях дальнейшей деградации диалога между Москвой и Вашингтоном при администрации Джо Байдена едва ли возможна.
Наконец, помимо вопросов международных отношений, главные вызовы для нового лидера ХДС исходят от самой партии. Перед Лашетом стоит непростая задача привести христианских демократов к убедительной победе на парламентских выборах осенью этого года. Для этого партии придется искать способы переломить негативный тренд на размытие «народных» немецких партий. Опыт СДПГ показывает, что сама по себе смена руководства не гарантирует успехов. В отличие от Мерца, Лашет не выступает за решительные перемены партийного курса и не полемизирует с политикой Ангелы Меркель. Курс на преемственность помог ему добиться лидерства в своей партии, но не гарантирует рост электоральной поддержки.
Никуда не исчезнут и многочисленные сторонники Фридриха Мерца, убежденные в необходимости возвращения партии к классическим консервативным установкам. Каждое поражение на выборах: местных, земельных или общегерманских, будет воспринято ими как подтверждение собственной правоты. И, конечно, останется и сам Фридрих Мерц, который уже предложил Лашету войти в состав правительства в качестве министра экономики. Новому лидеру ХДС предстоит решить задачу внутренней консолидации партии и привлечения для неё новых избирателей.