На прошедшей неделе Джо Байден заполнил последнюю ключевую вакансию в области национальной безопасности, объявив о номинации генерала Ллойда Остина на пост министра обороны. Имея большой опыт военной службы и близкие отношения с семьей будущего президента, Остин, однако, не известен глубоким осмыслением мировых процессов. Одобрение кандидатуры Остина Сенатом может стать одним из самых проблематичных и осложняется его недавней отставкой, что нарушает правило о гражданском руководстве Пентагоном, связями с производителями вооружений и небезупречной репутацией во время службы.
На фоне молчания администрации Трампа по поводу конфликта в Эфиопии правозащитные организации начинают напрямую обращаться к Байдену с призывами срочно вмешаться, чтобы предотвратить жертвы. Актуализация «морального императива», наложенная на стратегические интересы США в регионе, могут поставить внешнеполитическую команду Байдена перед необходимостью принятия решения об использовании вооруженных сил за рубежом уже в первые дни президентства.
Выдвижение кандидатуры Ллойда Остина на пост министра обороны
На прошедшей неделе Джо Байден продолжил заполнять вакансии в будущей администрации. Продолжая раздавать посты своему ближнему кругу, он, однако, вынужден просеивать их через фильтр «политики идентичности». Символический, на первый взгляд, подход, направленный на демонстрацию мнимого разнообразия и современности нового правительства, имеет вполне практический расчет.
В частности, команда Байдена испытывает серьезное давление со стороны «этнических» кокусов Конгресса, консультации с самыми влиятельными из которых (Congressional Black Caucus – CBC, Congressional Hispanic Caucus – CHC, Congressional Asian Pacific American Caucus – CAPAC) проводятся на еженедельной основе. Хорошие отношения с входящими в них членами Конгресса, представляющими этнические пласты американского общества, могут иметь решающее значение не только для продвижения законодательства в будущем, но и для победы на выборах, что продемонстрировали, например, праймериз в демократической партии в этом году. Возвращение уже, казалось бы, списанного со счетов Байдена на первые позиции началось с победы в Южной Каролине, которая стояла под вопросом до тех пор, пока в его поддержку не выступил самый высокопоставленный в демократический партии член CBC Джим Клайберн. Именно с давлением со стороны CBC связывают самое громкое назначение этой недели – выбор Ллойда Остина в качестве кандидата на пост министра обороны.
Расцвет карьеры Остина, четырех-звездного генерала сухопутных сил, поступившего на службу в 1975 году, пришелся на войны в Ираке и Афганистане, где он командовал дивизиями «на земле», с кульминацией в 2013-2016 годах, когда Остин возглавил Центральное командование (CENTCOM). О взглядах Остина известно крайне мало: он практически не давал интервью, не выступал на конференциях и, в отличие от, например, Джима Мэттиса, не публиковал научные труды. Во время службы Остин, не столько определял, сколько реализовывал решения: сыграв ключевую роль в увеличении контингента в Ираке в 2007 году, произошедшему в последние месяцы администрации Буша, мл., он впоследствии руководил выводом войск из этой страны в 2011, что являлось политическим приоритетом Барака Обамы. Личные отношения между Остином и будущим президентом уходят к временам службы старшего сына Байдена Бо в Ираке. Находясь в прямом подчинении Остина, Бо «каждое воскресенье сидел с ним рука об руку во время службы в церкви».
Между тем до вступления в должность Ллойду Остину предстоит получить одобрение Сената, что может оказаться весьма непростой задачей.
Во-первых, Остин, подавший в отставку в мае 2016 года, не удовлетворяет требованию о «гражданском руководстве» Пентагоном, согласно которому министр обороны (и еще 8 ключевых чиновников в министерстве) не должны находиться на военной службе в течение семи предшествующих лет. Это означает, что Остину предстоит получить специальное разрешение от обеих палат Конгресса. С 1947 года, когда это требование было введено, законодатели всего два раза предоставляли такие исключения: для Джорджа Маршалла в 1950, когда невозможно было найти компетентного человека, не служившего во второй мировой войне, и в 2017 году – для Джима Мэттиса. В последнем случае многие демократы либо голосовали против, либо публично провозглашали, что никогда не будут делать этого вновь. Сейчас одобрение Остина будет математически невозможно без того, чтобы некоторые из них не отказались от прежних заявлений в ущерб собственной репутации.
Во-вторых, препятствием для одобрения Остина может стать его деятельность в «частном секторе». После отставки он вошел в состав совета директоров в Raytheon Technologies, одного из крупнейших производителей вооружений. Если к появлению Raytheon в резюме сотрудников Пентагона в Вашингтоне относятся с пониманием (в случае с предыдущим министром обороны Марком Эспером, директором по GR в Raytheon, это не стало препятствием), то другое место работы Остина – Pine Island Capital Partner – может вызвать больше вопросов. Данная фирма, созданная в 2018 году и имеющая среди партнеров, помимо Остина, Тони Блинкена, кандидата на руководство Госдепартаментом и Мишель Флурной, которой прочат высокий пост в администрации, занимается покупкой компаний среднего размера с фокусом на производителей оборудования в аэрокосмической и оборонной сферах. Вскоре после победы Байдена компания объявила о выходе на IPO и в сопроводительном пресс-релизе не только подчеркнула свой «нехарактерный доступ к информации» и «уникальные инсайты», но и «большое количество сотрудников со связями», что «позволит полностью реализовать возможности, возникающие в связи с COVID-19, в области госуслуг». Такая откровенность Pine Island уже привлекла внимание ведущих СМИ и все идет к тому, что и прошлые, и любые будущие сделки компании будут рассматриваться под микроскопом.
Наконец, Остин не может похвастаться безупречной репутацией в глазах законодателей. В 2016 году в рамках расследования Палаты представителей о причинах успеха террористов ИГ в Ираке и Сирии, Остина, руководившего в тот период CENTCOM, обвинили в предоставлении отчетов, не отражающих реального положения дел на земле. Также в ходе слушания по этому вопросу сам Остин признался, что после того, как было потрачено 42 млн долл. на «обучение» сирийских повстанцев, только «четыре или пять» человек участвовали в боевых действиях.
Первый тест внешнеполитической команды Байдена
Пока выбранные Байденом претенденты на ключевые посты в области национальной безопасности дожидаются вердикта Сената, их «высокий профессионализм» и «богатый опыт» во внешней политике может потребоваться уже с первых дней работы новой администрации. Вспыхнувший в середине ноября внутренний конфликт в Эфиопии в последнее время начинает выплескиваться за пределы страны. На фоне молчания текущего руководства Белого дома, временами прерываемого утечками о «крайней обеспокоенности» сотрудников Госдепартамента относительно динамики ситуации, международные правозащитные организации уже обращаются к администрации Байдена с призывами не повторять ошибки предыдущих президентов, медливших с вмешательством в конфликты в Эфиопии, и «пресечь военную операцию, прежде чем она выйдет из-под контроля».
В центре текущего внутриполитического конфликта лежит борьба за власть между эфиопскими этносами. Правящая партия Эфиопии, Революционно-демократический фронт эфиопских народов, представляет собой коалицию четырех этнических партий, представляющих тиграй, амхара, оромо и южных народов. В 2018 году в рамках внутрипартийной борьбы, тиграй, представители которого с 1991 года занимали все ключевые посты, был отстранен от власти, а премьер-министром был выбран Абий Ахмед, оромо по этнической принадлежности. Несмотря на обещания добиться межэтнического мира в стране, он под предлогом борьбы с коррупцией быстро очистил ключевые государственные ведомства от тиграйцев, за что те отказались признавать авторитет Абийя. Ситуация обострилась в сентябре этого года, когда тиграй вопреки решению руководства Эфиопии отложить голосование в связи с пандемией провели несанкционированные выборы (и одержали в них убедительную победу), после чего объявили Абийя нелегитимным правителем. 4 ноября, обвинив Народный фронт освобождения Тиграя (НФОТ) в нападении на военную базу, премьер-министр ввел в регионе Тиграй чрезвычайное положение, а федеральные войска начали военную операцию для усмирения повстанцев.
В условиях подорванных каналов коммуникаций и масштабной информационной кампании, развернутой обеими сторонами (в какой-то момент даже появились «отредактированные» фотографии российских С-400, якобы размещенных в Эфиопии), невозможно установить точное количество жертв, но показания очевидцев указывают на случаи этнических чисток как со стороны федеральных войск, так и НФОТ. Более того, конфликт выплеснулся за пределы страны. Судан уже принял более 40 тысяч беженцев, и ООН предупреждает, что эта цифра может возрасти до 200 тысяч в ближайшие месяцы. Эфиопские отряды в Сомали, находившиеся там с миротворческой миссией, были разоружены (поскольку многие солдаты были этническими тиграйцами), что не может не сказаться на ситуации в этой стране, где ожидается обострение в связи с намеченными на 2021 год выборами. На этой неделе появились сообщения (официально опровергаемые) об участии в боевых столкновениях с НФОТ армии Эритреи. Наконец, конфликт в Эфиопии происходит на фоне геополитических трансформаций в регионе в рамках противостояния Катара/Турции с ОАЭ/Саудовской Аравией, споров об использовании ресурсов реки Нил (Эфиопия, Египет, Судан) и наращивания военного присутствия внерегиональными державами (военные действия в Эфиопии ведутся в непосредственной близости от Джибути, где размещены войска пяти стран – США, Китая, Японии, Франции, Италии).
Учитывая, что разрешение противостояния на каждом из этих уровней непосредственно затрагивает интересы США, а ситуация сопровождается «моральным императивом» предотвратить массовые жертвы, к которому следующая администрация будет более чувствительна, по сравнению с командой Трампа, президентство Байдена может начаться с искушения вмешаться в конфликт в Эфиопии. Пока заявления будущего госсекретаря Тони Блинкена и советника по национальной безопасности Джейка Салливана носят общий характер и содержат призывы к прекращению насилия обеими сторонами и допуску гуманитарных организаций. Однако, как показала трансформация позиции Вашингтона по Ливии в 2011 году (а с 20 января внешнеполитические решения будут приниматься теми же людьми), путь от призывов к прекращению насилия до военной интервенции США могут преодолеть в течение нескольких недель.