Накануне американских президентских выборов 2016 года Германия, как и большая часть Запада, была уверена в победе Хиллари Клинтон. Кандидат от Демократов была хорошо известна в ФРГ по меньшей мере со времен своей работы в качестве Госсекретаря США. Она рассматривалась как продолжательница курса популярного в Германии президента Барака Обамы, способная поддерживать трансатлантическое партнерство на высоком уровне.
Согласно опросам, свыше 70% респондентов в ФРГ были готовы видеть Клинтон президентом Соединенных Штатов. Ее соперник Дональд Трамп выглядел идеальным «плохим парнем». Его скандальный политический стиль был чужд немецкому истеблишменту. Заявления миллиардера о намерении в случае победы провести основательную ревизию внутренней и внешней политики США не могли найти поддержки в Берлине.
В результате немецкие политики не стеснялись в выражениях в адрес Трампа, которые порой звучали грубее, чем доносящиеся из лагеря Хиллари Клинтон. Раззадоривала общественность и острая на язык немецкая пресса, упражнявшаяся в остроумии и скандальных обложках. Накануне голосования вся Германия ожидала закономерного торжества над «неотесанным выскочкой».
Но случилось иначе.
С трудом скрывая разочарование, немецкие политики были вынуждены заявлять о своем уважении к выбору американского народа и готовности работать вместе с новым президентом. Прозрение вышло слишком запоздалым. Трамп оказался последовательным в своих убеждениях, с первых дней начав пересматривать «невыгодные сделки» в международных отношениях. Среди всех американских союзников именно Германии предстояло вынести на себе весь гнев нового американского лидера в адрес европейских стран, якобы обеспечивающих собственную безопасность за счет США, не давая ничего взамен.
В настоящий момент американо-германские отношения находятся на одной из низших точек за всю новейшую историю. У Трампа не сложилось хороших отношений с Ангелой Меркель, а посол США в Германии Ричард Гренелл лишь заострял проблемы своими провокативными заявлениями.
Теперь, четыре года спустя, у Демократов появился шанс на реванш. США встречают новые президентские выборы в состоянии общественного раскола, массовых протестов и обострения расовой проблемы. Шансы Трампа остаться в истории «президентом одного срока», аномальным зигзагом на поступательном развитии американской демократии довольно велики.
Казалось бы, именно сейчас европейским союзникам нужно усилить давление на действующего американского президента, чтобы продемонстрировать свою поддержку курсу на возвращение на круги своя. Однако пока особого ажиотажа вокруг фигуры Джо Байдена — главного соперника Трампа на президентской гонке — в ФРГ не наблюдается.
Во-первых, выборы 2016 года преподали немецким политикам хороший урок. Кандидат, на победу которого указывали данные социологов и большинство авторитетных экспертов, потерпел поражение. Вряд ли отношение Трампа к Германии было бы более благосклонным, прояви политики в Берлине больше сдержанности в ходе американской предвыборной гонки. Но чувства глобальной неловкости от необходимости выстраивать диалог с тем, кому еще недавно отказывали в способности управлять страной, вполне можно было избежать.
На сегодняшний день шансы Трампа и Байдена выглядят равными. Вероятно, напряженная борьба сохранится до самого объявления результатов (а может, продолжится и после этого). В таких условиях немецкое руководство не будет демонстрировать явной поддержки кандидату от Демократической партии. Повторный «поход в Каноссу» будет для Берлина унизителен.
Во-вторых, в немецком экспертном сообществе успело сформироваться мнение, что фигура Трампа не является «сбоем» американской политики, но воплощает закономерный курс ее развития. Обстоятельно по этому вопросу высказывался еще прошлый министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль, отметивший, что со временем США будут уделять меньше внимания своим европейским союзникам. Да и известный призыв Ангелы Меркель к Европе «взять судьбу в свои руки» выглядел как долгосрочная установка, выходящая за пределы четырехлетнего срока президентства Трампа.
В конце концов, трения между союзниками по обе стороны океана были и при администрации Барака Обамы (достаточно вспомнить скандал с прослушкой американскими спецслужбами немецких политиков). Нет гарантий, что преемник Трампа будет готов отказаться, например, от претензий в адрес «Северного потока — 2».
Конечно, в Германии есть надежда, что после победы на выборах Джо Байдена наследие Трампа в германо-американских отношениях быстро станет частью истории. Однако при ближайшем рассмотрении этот оптимизм теряется в оговорках. В лучшем случае, от Байдена ждут «возвращения доверия» в диалог между Берлином и Вашингтоном. Для более решительных шагов было сожжено слишком много мостов.
В-третьих, не похоже, что Джо Байден как кандидат в президенты вызывает интерес в ФРГ. Немецкая пресса была рада, что демократам удалось определиться с подходящим человеком для президентской гонки, который является респектабельным представителем американского истеблишмента, с которым в Берлине понимают, как и о чем разговаривать. Однако это не идет ни в какое сравнение с поддержкой на последних выборах Хиллари Клинтон и тем паче с более ранней «обамоманией».
Кроме стремления сместить с президентского кресла ненавистного Дональда Трампа, найти за Байденом новых идей для американской политики не получается. На волне беспорядков в США, вызванных смертью чернокожего американца Джорджа Флойда, Sueddeutsche Zeitung предложила рассматривать Байдена как президента «исцеления» американского общества, но пока это выглядит щедрым авансом 77-летнему политику.
Американская предвыборная борьба пока не вызывает эмоционального отклика в Германии. Авторитет Дональда Трампа и его администрации в ФРГ находится на столь низком уровне, что новая критика в их адрес будет выглядеть гротескно. Команда Байдена на данный момент лишена драйва, способного подтянуть симпатии и поддержку противников Трампа в Европе.
На фоне массовых протестов и вандализма в американских городах США выглядят запутавшимся в себе государством, где сложно сочувствовать той или иной стороне. В Берлине будут рады ограничить свое общение с Трампом одним сроком его президентства. Но больших надежд на то, что разговор с новым хозяином Белого дома будет приятным, ни у кого в Германии нет. Произойдет ли этот разговор в ближайшее время или придется ждать еще четыре года, общую ситуацию это не изменит.
Оригинальная публикация rubaltic.ru