16 июня Майк Помпео совершил неожиданный визит на Гавайи, где встретился с главой канцелярии Комиссии ЦК КПК по иностранным делам Ян Цзечи. 7-часовые переговоры, содержание которых известно только по немногочисленным утечкам, прошли на фоне стремительного растущего объема противоречий и высокого уровня накала официальной риторики с обеих сторон. Как отметили эксперты, такой разговор без привлечения широкой общественности, провести который Пекин доверил человеку с богатым опытом деэскалации напряженности в отношениях с США, был необходим не столько для поиска компромисса, сколько для определения красных линий в целях предотвращения политических просчетов накануне президентских выборов, в которых Китай превратился в «грушу для битья».
Стремление правительств сократить растущий бюджетный дефицит за счет американских IT-гигантов повысило ставки в вопросе разработки цифрового налога. Нежелание США делиться столь многообещающим источником пополнения бюджета натолкнулось на нетерпение ЕС, заморозившего реализацию национального законодательства в этой области до выработки международного регулирования, что привело на этой неделе к срыву переговоров и возвращению угрозы торговой войны в трансатлантические отношения.
Таинственная встреча на Гавайях
16 июня госсекретарь США Майк Помпео встретился с главой канцелярии Комиссии ЦК Коммунистической партии Китая по иностранным делам Ян Цзечи. Рабочая встреча, которой западные СМИ, поглощенные обсуждением откровений Джона Болтона, уделили минимум внимания, во всех смыслах являлась весьма экстраординарным событием.
Во-первых, очевидно, что обе стороны попытались свести к минимум публичность происходящего. На сайте Госдепартамента не было предварительного сообщения о мероприятии, на которое указала лишь короткая запись в расписании Майка Помпео, появившаяся в тот же день. В поездку не пригласили пресс-пул Госдепартамента, а журналистам, поинтересовавшимся таким отклонением от обычной практики, сообщили, что никаких фотосессий и пресс-конференций не планируется. С китайской стороны информация о встрече появилась со ссылкой на неназванные источники, а впоследствии, комментируя переговоры, пресс-секретарь китайского МИД коротко заметил:
«Китай и США остаются на связи по дипломатическим каналам. Если появится дополнительная информация, мы вам сообщим».
На следующий день он был еще более немногословен:
«Нам нечего добавить к уже сказанному».
Столь же скрытным оказался и пресс-релиз Госдепартамента, в котором сообщалось, что Помпео обратил внимание на основные американские интересы, призвал к взаимности во всех областях и подчеркнул важность прозрачности в вопросе борьбы с пандемией.
Во-вторых, необычным выглядит присутствие на встрече Ян Цзечи, вместо более соответствующего по должности министра иностранных дел Китая Ван И. Как отметило на этой неделе издание «South China Morning Post», участие Ян Цзечи, уже встречавшегося с Помпео в августе 2019 года, вскоре после чего наметился прогресс в торговых переговорах, может быть связано с его богатым опытом улаживания противоречий в США. Так, в 1977 году он сопровождал Дж. Буша, ст., будущего президента США, во время его поездки в Тибет, после чего, как утверждает издание, у него установились доверительные отношения с семьей Бушей. В 1979 году он входил в делегацию Китая на переговорах с США, когда Вашингтон формально разорвал дипломатические связи с Тайванем и признал Пекин. В 1989 году после событий на площади Тяньаньмэнь Ян Цзечи передавал личные сообщения между лидерами двух стран. Также ему в заслугу записывают снижение напряженности в апреле 2001 года, когда американский самолет столкнулся с китайским истребителем. На фоне непрекращающихся публичных выпадов внешнеполитического руководства обеих стран, пожалуй, сложно найти более подходящего кандидата для того, чтобы, как отметило издание «Foreign Policy», открыть «новый дипломатический канал между Вашингтоном и Пекином».
В-третьих, довольно мало известно о содержании переговоров. Неназванные «старшие сотрудники Госдепартамента», на которых сослалась газета «Washington Post», отметили, что Майк Помпео, отправляясь на встречу, намеревался «получить информацию» о распространении вируса, «напомнить» Китаю о его обязательствах в отношении Гонконга, а также убедить Пекин пересмотреть свою позицию по вопросу об ограничении вооружений в преддверие переговоров между США и Россией, принять участие в которых Китай отказался. Учитывая, что госсекретаря сопровождал Стив Биган, специальный посланник по вопросам Северной Кореи, можно предположить, что высоко на повестке дня стояла ситуация на Корейском полуострове, где наметились признаки новой эскалации, когда в ответ на запуск пропагандистских листовок с территории Южной Кореи 16 июня Пхеньян взорвал здание, где находилось ведомство по межкорейскому диалогу.
Оценивая намерения Пекина, выступившего инициатором встречи, Бонни Глейзер, специалист по Китаю в Центре стратегических и международных исследований, отметила, что Китай таким образом пытается определить рамки текущей конфронтации: «Китай обеспокоен ускорением нисходящей траектории двусторонних отношений, особенно в преддверие выборов. [И Дональд Трамп, и Джо Байден] используют Китай как грушу для битья. [Китайское руководство] хочет определить дно в ухудшающейся ситуации, чтобы в ноябре не оказаться в ситуации, когда возврат к нормализации отношений будет невозможен». Впрочем, многие эксперты на этой неделе подчеркнули, что перспектива нормализации уже кажется маловероятной. «Самое лучшее, на что мы можем надеяться, что такие встречи позволят двум сторонам лучше понимать намерения друг друга», – заметил Дэниэл Рассел, отвечавший за отношения с Китаем в администрации Барака Обамы. «Не стоит ждать значительных компромиссов, которые позволили бы смягчить эскалацию на сколько-нибудь длительный период времени, ни от одной из сторон, – соглашается с этой мыслью Ши Юнхонг, профессор Китайского народного университета в Пекине. – Простое поддержание контактов двусторонние отношения не спасет».
Срыв переговоров о цифровом налоге
17 июня министр финансов США Стив Мнючин предложил взять паузу в переговорах о цифровом налоге, работа по кодификации которого велась в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Об этом он сообщил в письме, направленном в среду правительствам Великобритании, Италии, Испании и Франции.
В центре вновь обострившихся противоречий лежит старый спор о том, кто именно получит право облагать налогом компании самого динамично развивающегося сектора мировой экономики, транснациональный характер деятельности которых позволял им до сих пор избегать справедливого налогообложения. За последний год Франция, Великобритания, Италия и ряд других стран приняли законы о налогообложении «крупных» цифровых компаний, подавляющее большинство которых расположены в США. В каждом случае Вашингтон отвечал угрозами ввести тарифы, которых, тем не менее, удавалось избегать временной заморозкой реализации законов до тех пор, пока не будут разработаны международные нормы. При этом намерения администрации не следует воспринимать как благородную защиту «национального» бизнеса. В декабре 2019 года Дональд Трамп честно признал:
«Эти технологические ребята, это не самые мои любимые люди, потому что они не то чтобы меня поддерживают, но это нестрашно. Мне все равно. Ведь, это американские компании. И мы будем облагать налогом американские компании. Мы, а не кто-то другой».
Переговоры в рамках ОЭСР, к которым подключилось более 100 стран, никогда не обещали быть простыми. Однако в последнее время ставки заметно возросли. Заморозка экономической деятельности на фоне стремительного роста социальных расходов привели к бюджетным дефицитам, восполнить которые проще всего повышением налогов, причем не в отношении собственного, уже страдающего, бизнеса, а иностранных корпораций, процветанию которых пандемия пошла только на пользу. «Мы сегодня оказались в ситуации, когда многие страны решили увеличить доходную часть бюджета за счет иностранных компаний, – отметил в среду торговый представитель США Роберт Лайтхайзер в ходе слушания в комитете Палаты представителей. – Так уж вышло, что ими оказались наши компании».
В то время как сегодня все признают необходимость международного регулирования в этой области (в том числе сами цифровые компании, для которых унификация налогового режима является более привлекательной альтернативой по сравнению с необходимостью подстраиваться под многочисленные национальные законодательства), США не намерены нести это бремя в одиночку. Так, по мнению Вашингтона, уравновесить несправедливую налоговую нагрузку на американский IT-сектор можно было бы распространением цифрового налога на «смежные» области, например, автопроизводителей (таких как немецкий «BMW»), поскольку современные автомобили полагаются на цифровые технологий, или ритейл (итальянские и французские дома моды), который сегодня немыслим без интернет-торговли. Учитывая, что такое требование будет невыполнимо в условиях экономической нестабильности, Мнючин и предложил «взять паузу».
Европейские страны, для которых промедление означает дальнейший рост бюджетного дефицита, назвали предложение США «провокацией» и пригрозили действовать в одностороннем порядке, например, принять соответствующее законодательство на уровне ЕС. Вашингтон пока на угрозы не отреагировал, но еще в прошлом году разработал список ответных тарифов в отношении Франции, а в прошлом месяце запустил расследование (первый шаг для введения тарифов) в отношении всех остальных стран, принявших законы о цифровом налоге.