banner

На прошедшей неделе обычно находящийся в тени глава ФРС Джером Пауэлл выступил сразу с несколькими публичными заявлениями, призывая законодателей к решительным и срочным действиям по поддержанию экономики. Такой выход Пауэлла за пределы своей сферы компетенций обусловлен возросшей и нехарактерной для Федрезерва ролью в борьбе с экономическими последствиями коронавируса. Хотя главным новостным поводом стали предостережения Пауэлла о глубине экономических проблем, его основной посыл заключался в призыве к законодателям перестать использовать ФРС не по назначению и начать, наконец, напрямую помогать населению.

Главным ньюсмейкером в США на прошедшей неделе стал глава Федеральной резервной системы (ФРС, американский аналог Центробанка) Джером Пауэлл. 13 мая он выступил на онлайн-конференции Института мировой экономики Петерсона, 17 мая дал развернутое интервью программе «60 minutes», а 19 мая вместе с министром финансов Стивеном Мнючином в течение двух с половиной часов отвечал на вопросы членов банковского комитета в Сенате. Нехарактерная публичность руководителя такого, как принято считать, технократического и аполитичного института обратила внимание на возросшую и нехарактерную роль ФРС в условиях коронавируса.

В середине марта, когда финансовая система США, а вместе с ней и всего мира, оказалась в шаге от коллапса, Федрезерв поразил решительностью и стремительностью принятия решений. После снижения банковской ставки до нуля 15 марта и обвала рынков 16 марта, побившего многочисленные исторические рекорды, 17 марта руководство ФРС запустило две программы по поддержанию финансовой системы, впоследствии добавив к ним еще четыре 19 и 23 марта. Принимаемые меры представляли собой набор «старых» инструментов, опробованных во времена кризиса 2008 года, а также новых, хоть и созданных в 2008 году, но до сих пор не применявшихся на практике. Тем не менее, все они не выходили за рамки традиционной роли ФРС по «поддержанию циркуляции денег в экономике».

Качественные изменения произошли после принятия «CARES Act» 27 марта, который фактически сделал ФРС (вместе с Казначейством) основным органом по ответу на экономический кризис. На первый взгляд, в рамках 2,2-триллионного пакета стимулирующих мер только 20% (454 млрд долл.) отводилось на «поддержку программ Федерального резерва». Однако дальше в дело вступила «волшебная денежная машина». Закон о Федеральном резерве 2008 года наделил американский Центробанк полномочиями по «кредитованию в условиях чрезвычайной ситуации». В рамках этих полномочий, ФРС может выдавать кредиты, избегая дополнительных рисков: поскольку такие «чрезвычайные» кредиты должны быть гарантированы Казначейством (американской экономикой), риск невозврата считается крайне низким, что позволяет Федрезерву на каждый доллар, полученный от Конгресса, выдавать до 10 долларов в кредит. Как заметил тогда Мнючин, 454 млрд будут превращены в 4 трлн долл., что фактически доведет суммарный стимулирующий пакет до 6 трлн долл.

Созданные таким образом средства пошли, среди прочего, на кредитование средних и малых предприятий в приоритетных областях, определенных Казначейством, покупку муниципальных бондов и кредиты местным правительствам. Для этих целей было запущено и/или расширено 9 программ с совокупным бюджетом 2,3 трлн долл. Это привело к тому, что Федрезерв вышел за пределы привычной ему «Уолл Стрит» на «Мейн Стрит» и впервые начал напрямую кредитовать реальный сектор экономики. «На «Фед» возложили миссию, которую он никогда ранее не выполнял, – заметил в апреле профессор Колумбийского университета Адам Туз, изучающий историю развития финансовой системы США. – [Служащих ФРС] втягивают в процессы, которые они не могут контролировать и, в обычных условиях, предпочитают держаться от них как можно дальше».

Оказавшись в положении института, принимающего решения о предоставлении государственной помощи, руководство ФРС вступило на политическое минное поле. Уже через считанные дни после запуска программы кредитования муниципалитетов председатель комитета по финансовым услугам Палаты представителей Максин Уотерс (дем., Калифорния) обвинила Федрезерв в «углублении расового неравенства» в стране, поскольку 35 городов с наибольшей долей афроамериканского населения не попали в программу. Майк Крапо (респ., Айдахо), глава банковского комитета Сената, подчеркнул, что ни один муниципалитет его штата не получит финансирования, в связи с чем упрекнул Федрезерв в дискриминации против сельских жителей США. Помимо этого, в свете растущей угрозы банкротств местных правительств ФРС может быть вынуждена сама определять политику на местах. «Федрезерв совершенно не желает оказываться в ситуации, когда ему придется говорить [местным властям]: либо повышай налоги, либо сокращай зарплаты полицейских и пожарных, – отметил Скотт Альварез, главный советник по юридическим вопросам ФРС в 2004-2017 гг. – Это была одна из причин, почему мы не пошли на предоставление прямых кредитов муниципалитетам в 2008 году».

Использование законодателями ФРС для спасения экономики понятно: в условиях глубокого политического раскола был необходим деполитизированный и технократический институт, способный принимать быстрые решения и обладающий необходимыми для этого инструментами. Однако оставаться в этой роли Федрезерв не намерен, что и попытался объяснить на этой неделе Джером Пауэлл. Хотя в заголовки газет попали его предостережения относительно масштабов проблем американской экономики, основной посыл главы ФРС заключался в призыве к законодателям начать, наконец, экономические программы прямой помощи населению.

«ФРС принимает такие меры только в исключительных условиях, подобных тем, в которых мы оказались сегодня. Когда кризис закончится, мы отложим эти инструменты в сторону, – заявил Пауэлл 13 мая, в ходе видеоконференции Института мировой экономики Петерсона. – Не забывайте, что Федрезерв выдает кредиты, а не тратит деньги. Кредит ФРС может помочь преодолеть временные перебои ликвидности. Но возобновление экономической деятельности займет какое-то время, за которое проблемы ликвидности превратятся в проблемы неплатежеспособности. Фискальная поддержка может быть дорогой, но она необходима, чтобы избежать экономических проблем в долгосрочной перспективе. А это уже прерогатива наших избранных представителей, которые наделены полномочиями по сбору налогов и расходованию бюджетных средств».

20 мая Пауэлл повторил этот призыв уже напрямую сенаторам: «Многие станут бенефициарами наших программ, которые также способствуют экономике в целом. Но для слишком многих они не являются ответом на возникшие проблемы. Им необходима прямая поддержка из бюджета».

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше