Оглашенный на этой неделе план США по ближневосточному урегулированию был составлен без учета мнения Палестины и полностью отражает требования Израиля. Несмотря на такой односторонний подход, Вашингтон надеется, что реализация плана будет возможна, если удастся заручиться поддержкой арабских государств, поддерживающих Палестину, и убедить участников ближневосточного квартета закрыть глаза на явные нарушения международного законодательства по данному вопросу.
Импичмент Трампа на этой неделе вышел на финишную прямую. Несмотря на то, что оправдание Трампа сенаторами не вызывает сомнений, демократы не теряют надежды затянуть данный процесс и вызвать дополнительных свидетелей. Помимо поддержания внимания населения на незаконных действиях Трампа, такая тактика руководства демократической партии может повлиять на исход праймериз, где два наиболее левых кандидата являются сенаторами и поэтому вынуждены постоянно находиться в Вашингтоне, пока их более приемлемые для истеблишмента конкуренты агитируют избирателей.
«Сделка века» между Израилем и США
28 января Дональд Трамп в присутствии израильского премьер-министра рассказал детали плана по ближневосточному урегулированию. Подготовка документа, занявшая у администрации три года, происходила без участия Палестины, которая прекратила контакты с Вашингтоном после признания Иерусалима столицей Израиля в декабре 2017 года. В этой связи, план урегулирования представляет собой результат договоренности между США и Израилем и предлагает закрепить на бумаге основные требования израильского руководства.
План состоит из двух частей: экономической, которая была представлена Джаредом Кушнером, зятем Дональда Трампа, ответственным за подготовку документа, 22 июня 2019 года, и политической, презентация которой состоялась на этой неделе. Экономическая часть предполагает выделение 50 млрд долл. в течение 10 лет на развитие Палестинских территорий, а также Иордании, Египта и Ливана. Последнее должно стимулировать поддержку этих стран для плана в целом. При этом сами США не планируют выделять средства, обещая вместо этого добиться притока инвестиций из стран региона.
Презентация экономического пакета не получила широкого освещения, поскольку многие участники организованной по этому случаю конференции в Бахрейне отказались от однозначных комментариев, сославшись на невозможность реализации предлагаемых мер без плана политического урегулирования. Представление последнего откладывалось несколько раз в связи с внутриполитическим пертурбациями в Израиле. Несмотря на то, что ситуация в Израиле так и не стабилизировалась Белый дом принял решение больше не затягивать.
Политическая часть плана продолжает про-израильскую политику американской администрации и отражает все требования Израиля. В центре плана лежит принцип создания двух государств для двух народов. При этом образуемое государство Палестина, территория которой, согласно опубликованной Трампом карте, будет увеличена по сравнению с соглашениями в Осло 1993 года за счет районов вдоль египетской границы, не будет обладать такими атрибутами государственности как контроль над границами и воздушным пространством, собственной внешней и оборонной политикой и не сможет распределять радиочастоты. Сектор Газа и Западный берег реки Иордан предлагается связать скоростным транспортным сообщением. Также две транспортные магистрали, на которых будут установлены пункты пропуска, будут связывать Палестину с Иорданией, где проживает большое количество палестинцев. При этом Израилю передаются территории, оккупированные после 1967 года и, таким образом, легализуются созданные там за это время израильские поселения. Иерусалим признается «неделимой» столицей Израиля, в то время как столицей Палестины предлагается сделать «Восточный Иерусалим» – пригородные кварталы Абу-Дис. Исключение делается для Храмовой горы, которая останется под управлением Иордании. Единственной «уступкой» со стороны Израиля является заморозка строительства новых поселений на четыре года.
Реализация даже этих положений будет возможна только после того, как Палестина выполнит ряд условий: примет законы, гарантирующие права человека и борьбу с коррупцией, откажется от поддержки движения Хамас и вооруженных методов сопротивления. Между тем Биньямин Нетаньяху сообщил, что незамедлительно начнет закрепление суверенитета на отходящие Израилю территории.
В то время как Вашингтон четко дал понять, что не собирается считаться с мнением Палестины, реализация данного плана будет зависеть от формально поддерживающих Палестину государств Ближнего Востока, а также членов ближневосточного квартета, в который помимо США входят Россия, ООН и ЕС. В первой группе с жесткой критикой плана выступили только Турция и Иран, в то время как арабские государства предпочли ограничиться пространными формулировками о важности прямого диалога между Израилем и Палестиной. Окончательный вердикт будет вынесен в субботу, когда состоится экстренное совещание Лиги арабских государств.
Пресс-релиз ООН никак не оценил содержание плана, однако подчеркнул, что конфликт должен быть разрешен на основе сложившейся за прошедшее время нормативно-правовой базы по данному вопросу, включая возвращение к границам до 1967 года (что напрямую противоречит плану Вашингтона). В европейских столицах реакция была довольно полярной от горячей поддержки Лондона до жесткой критики Стокгольма. При этом руководитель общей внешней политики Евросоюза Жозеп Боррель уклончиво заявил, что ЕС «изучит и проведет оценку предложений» и примет окончательное решение исходя из того, насколько данный подход будет гарантировать «устойчивое разрешение вопроса с учетом законных пожеланий» обеих сторон. Столь же уклончивой была реакция России, куда Нетаньяху направился сразу из Вашингтона. 30 января пресс-секретарь МИДа Мария Захарова отметила негативную реакцию Палестины, но добавила, что одновременно Москва «отслежива[ет] реакцию арабских столиц», которая пока «по большей части негативно-скептическ[ая]».
Последний рывок демократов в импичменте
Процесс импичмента Дональда Трампа, длящийся уже четыре месяца, крайне медленно, но все же приближается к концу. На прошедшей неделе он перешел на финальную стадию – обсуждению в Сенате справедливости обвинений, вынесенных президенту Палатой представителей. Хотя исход всего мероприятия по-прежнему не вызывает сомнений (республиканские сенаторы оправдают Дональда Трампа), демократы не сдаются, используя все возможности для затягивания процедуры.
То, что планы республиканцев быстро оправдать Трампа и положить тем самым конец «охоте за ведьмами», не оправдаются, стало понятно сразу после принятия Палатой резолюции о вынесении импичмента президенту 18 декабря. Вместо того, чтобы, как полагается, передать резолюцию, а вместе с ней и контроль над происходящим, в Сенат, спикер Палаты Нэнси Пелоси (дем., Калифорния) заявила, что не будет ничего обещать. «Все, что имеет сегодня значение – это то, что президенту Соединенных Штатов был вынесен импичмент», – объяснила решение председатель комитета по финансам Максин Уотерс (дем., Калифорния). «Именно это должно быть главной новостью», – поддержал ее председатель юридического комитета Джерри Нэдлер (дем., Нью-Йорк). «До тех пор, пока статьи импичмента у нас в руках, мы можем предотвратить скатывание данного процесса к фарсу», – добавил Эрл Блуменаур (дем., Орегон).
Когда суматоха, вызванная неожиданным решением, спала, прояснились настоящие причины задержки. Демократы поставили в качестве условия передачи резолюции необходимость учитывать их мнение при установлении правил проведения слушаний в Сенате. В первую очередь, их интересовало приглашение дополнительных свидетелей для дачи показаний – Джона Болтона, бывшего советника по национальной безопасности, и Мика Малвени, главы аппарата Белого дома.
Тактика сработала, и демократам удалось отложить начало слушаний на несколько недель. Однако в начале января в Сенате начала набирать поддержку идея последовать судебной практике: если сторона обвинения не передает дело в суд, то оно закрывается. После того как глава большинства в Сенате Митч Макконнелл 9 января заявил, что поддержит такую резолюцию, под которой на тот момент подписалось около 15 сенаторов, у Пелоси не осталось другого выбора, кроме как уступить, и 15 января статьи импичмента были переданы в Сенат. Уже на следующий день председатель Верховного суда Джон Робертс принес присягу руководить процессом «беспристрастно», что позволило перейти к самим слушаниям.
Поскольку в США нет как такового регламента проведения слушаний по импичменту, он устанавливается самим Сенатом простым большинством голосов. После длительных дебатов, продолжавшихся до поздней ночи из-за многочисленных поправок демократов, все из которых были отклонены, такой регламент был принят 21 января. С целью ускорить процесс и успеть до ежегодного обращения президента к нации, намеченного на 4 февраля, республиканцы установили крайне жесткие временные рамки: каждой стороне было дано по 24 часа, распределенных между тремя днями, для того чтобы представить свои аргументы, после чего отводилось 16 часов, распределенных между двумя днями, на вопросы сенаторов. Единственной уступкой главы Сената стало обещание устроить по завершении сессии вопросов снова поставить на голосование вопрос вызова дополнительных свидетелей, что заметно оживило довольно унылый процесс ежедневных многочасовых слушаний.
Для победы в этом голосовании, намеченном на 31 января, демократам необходимо склонить на свою сторону четырех сенаторов-республиканцев. Первым перебежчиком стал сенатор Митт Ромни (респ., Юта), в 2016 году возглавивший движение «Никогда Трамп». Еще трех сенаторов можно рекрутировать из числа законодателей, которым предстоят сложные перевыборы в этом году: Джони Эрнст (Айова), Кори Гарднер (Колорадо), Марта МакСалли (Аризона) и Том Тиллис (Северная Каролина). Кроме этого, слабым звеном республиканского кокуса в Сенате традиционно считаются Сьюзан Коллинс (Мэн) и Лиза Мирковски (Аляска), часто голосующие против Трампа. Именно на них были направлены многочисленные «сенсации» последних дней, в том числе «утечка» фрагмента из готовящейся книги Болтона, которая должна была продемонстрировать, что он может стать ценным свидетелем.
В случае успеха республиканцев и отказа от приглашения дополнительных свидетелей, процесс импичмента может завершиться уже 31 января. В противном случае, придется проводить дополнительные слушания, на которые может уйти еще несколько недель. Такое развитие событий, помимо сохранения внимания к теме импичмента Трампа, имеет влияние на демократические праймериз. Уже 3 февраля состоится первое голосование в Айове и Нью Гэмпшире, где в число фаворитов входят два сенатора (Берни Сандерс и Элизабет Уоррен), вынужденные вместо агитации избирателей присутствовать на слушаниях в Вашингтоне.