Ангела Меркель на саммите «Нормандской четверки»
Канцлер ФРГ Ангела Меркель приняла участие во встрече «нормандской четверки» в Париже 9 декабря. Наравне с Владимиром Путиным руководитель Германии остается неизменным участником переговоров, тогда как Францию и Украину представляли на этот раз новые лидеры, не участвовавшие в первых встречах учрежденного в северном французском регионе формата. Это обстоятельство делало Ангелу Меркель и Владимира Путина наиболее опытными переговорщиками, и внимание к сигналам с их стороны было не меньше, чем к амбициозному Эммануэлю Макрону или новичку Владимиру Зеленскому.
Приезд кортежа канцлера на переговоры заставил вспомнить разговоры о состоянии здоровья германского лидера. Вопреки протоколу, Ангела Меркель не стала обходить выставленный принимающей стороной почетный караул. Водитель правительственного «Мерседеса» сразу подъехал к воротам Елисейского дворца, где канцлера уже ждал Эммануэль Макрон.
В отличие от президента Франции, на правах хозяина проявлявшего деятельную активность, Ангела Меркель выглядела на саммите скорее как наблюдающая за ходом переговоров сторона. На итоговой пресс-конференции канцлер выразила удовлетворение их итогами:
Говорю совершенно открыто: нам предстоит большая работа. Но сегодня, по моим ощущениям от прошедшей встречи, была продемонстрирована добрая воля к решению в том числе и трудных вопросов и эта воля связана с политическими проблемами, которые хочется решить. В этом смысле позвольте заявить, что я очень довольна сегодняшней встречей несмотря на все проблемы, на которые мы смотрим реалистично.
В ходе саммите получил развитие и скандал с убийством в Берлине чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили. Отвечая на вопрос журналиста DPA, Ангела Меркель подтвердила заинтересованность Берлина в том, чтобы «Россия предоставила информацию, которой российская сторона обладает». Владимир Путин в ответ рассказал присутствующим на пресс-конференции о преступной биографии Хангошвили и, выразив готовность к сотрудничеству с немецкой стороной, посетовал, что подобная практика должна действовать не только в чрезвычайных ситуациях.
Трудно сказать, насколько соответствует действительности информация о реплике Меркель «Сегодня ты победитель» в адрес Владимира Путина (канцлер ФРГ и российский президент не обращаются друг к другу на «ты»). Однако немецкая пресса была склонна оценивать итоги саммита как благоприятные для российской стороны. «Боевое крещение Зеленского», как охарактеризовали опыт представительного мероприятия в Spiegel так же был оценен как удовлетворительный.
Накануне саммите в газете FAZ была опубликована статья бывшего главы МИД Украины (а так же посла Украины в ФРГ в годах) Павла Климкина. В ней украинский политик призывал действующего президента проявлять жесткую позицию по отношению к Москве и уклоняться от двухсторонних переговоров с Владимиром Путиным, повторяя аналогичные призывы Петра Порошенко и его окружения. В завершении статьи Климкин призвал руководство ЕС продолжать поддержку Украины и не пересматривать санкционный режим с Россией:
ЕС должен решить, готов ли он возглавить процесс возвращения Донбасса в Украину. Это было бы признаком истинного лидерства. Если это окажется успешным, это станет сигналом для всего мира. А после возвращения Донбасса на Украину можно говорить с Россией совсем по-другому, а не только о санкциях. После – но не раньше.
Для Берлина саммит нормандской четверки в Париже прошел по наиболее реалистичному сценарию. Прорыва в мирном урегулировании не получилось, однако достигнутые промежуточные договоренности вполне устраивают немецкую сторону, выступающую в рамках урегулирования украинского кризиса в качестве гаранта и посредника. Несмотря на критику со стороны части украинских политиков и экспертов, Владимир Зеленский доказал свою способность представлять интересы Украины в нормандском формате. Для Германии, где фигура президента – бывшего юмориста вызывает много вопросов, этого вполне достаточно чтобы содействовать продолжению работы.
Новое руководство СДПГ и съезд партии в Берлине
В минувшие выходные с 6 по 8 декабря в Берлине прошел съезд СДПГ. На нём были утверждены результаты состоявшегося ранее внутрипартийного голосования, в ходе которого было избрано новое руководство партии. Эстафета лидерства досталась кандидатам от левого крыла социал-демократов Заскии Эскен и Норберту Вальтер-Борьянсу. В ходе голосования им удалось обойти пару фаворитов – министра финансов Олафа Шольца и экс-депутата ландтага Бранденбурга Клару Гайвиц.
Интригой съезда стал вопрос о продолжении работы СДПГ в составе «Большой коалиции» вместе с ХДС и ХСС. Эскен и Вальтер-Борьясу являются противниками союза с христианскими демократами, считающими, что социал-демократам требовалось после последних парламентских выборов уйти в оппозицию. Тем не менее, сенсации не произошло. Новые лидеры ограничились требованием по пересмотру действующего коалиционного договора, усилив в нем идеи по защите окружающей среды и социальному обеспечению. В ХДС предложение по пересмотру договора было отвергнуто еще на стадии слухов, сопровождавших предвыборные дебаты у социал-демократов.
Кроме вопроса о руководстве делегаты съезда приняли ряд решений по политической программе СДПГ. В партии предложили реформировать систему пособий, отказавшись от введенного в 2005 году пособия Hartz-IV в пользу более гибких форм социальной поддержки. Социал-демократы предложили повысить минимальный размер оплаты труда до 12 евро в час и ввести единое материальное обеспечение на детей.
Ощущение свежего старта для СДПГ пока не смогло конвертироваться в рост поддержки партии. Данные соцопросов, полученные после берлинского съезда, показывают картину стагнации уровня поддержки социал-демократов или даже его снижение на один-два процента. Риторика нового руководства, особенно смягчение позиции по нахождению в правящей коалиции, не позволила ему обозначит принципиальный разрыв с курсом Андреи Налес. Социал-демократы продолжают инерционное существование в тени ХДС, понимая, что новые выборы, в особенности если они станут внеочередными, будут означать для них потерю своего места в системе государственной власти ФРГ.
Подвешенным остается положение министров – социал-демократов. Олаф Шольц, наиболее высокопоставленный член СДПГ в действующем правительстве, фактически столкнулся с вотумом недоверия внутри собственной партии. Другой влиятельный представитель социал-демократов – глава МИД Хайко Маас лишь с большим трудом сохранил место в партийном руководстве. Смена партийного лидерства сделает положение министров из СДПГ более зависимым от внутрипартийной дискуссии. Это затруднит работу правящей коалиции.