Выборы в ландтаги Саксонии и Бранденбурга 1 сентября стали самым ожидаемым событием в политической жизни Германии 2019 г. (к ним можно добавить октябрьские выборы в Тюрингии). Здесь, на востоке Германии правые популисты из «Альтернативы для Германии» собирались дать решительный бой «народным» партиям ХДС и СДПГ, серьезно потеснив их позиции и, при оптимальном раскладе, заняв первое место. Христианские демократы вызов приняли и, несмотря на ряд предложений внутри партии, решительно отклонили возможность любых компромиссов с АдГ. СДПГ, дела у которой за последние два года развиваются совсем плохо, была настроена менее воинственно, но была готова принять новые электоральные потери с высоко поднятой головой.
Ценой массированной агитации в последние недели перед выборами «народным» партиям удалось удержать лидерство. Однако, потери также оказались значительными. В Бранденбурге СДПГ получила 26% (в 2014 г. – почти 32%), в Саксонии ХДС зафиксировала свой результат на отметке 32% (в 2014 – почти 40%).
АдГ подтвердила, что она пришла в политическую жизнь Германии всерьез и надолго. В Бранденбурге партия получила 23,5% (в 2014 г. – 12,2%), в Саксонии – 27,5% (в 2014 г. – 9,7%). В правящую коалицию в обеих землях АдГ скорее всего не войдет, образовав в ландтагах мощную оппозиционную силу. В «Альтернативе» полученные результаты были восприняты как большой успех и залог к продолжению укрепления и расширения электоральной базы.
По-своему показателен успех «Зеленых», обладающих ограниченной популярностью в новых федеральных землях. Партии удалось прибавить по несколько процентов в Саксонии и Бранденбурге, и с высокой вероятностью «экологи» войдут в состав местных правящих коалиций.
Относительно неожиданным можно считать провал «Левых», растерявших почти по 10% голосов поддержки. Сара Вагенкнехт упрекнула партийное руководство, что низкие показатели поддержки являются следствием политической близорукости и провала работы с традиционным избирателем «Левых»:
Пока мы отдалялись от своего избирателя, мы облегчили работу для АдГ. Здесь мы несем безусловную ответственность за их успех.
Любопытно, что и в восточных федеральных землях, сохраняющих особую политическую специфику, были отмечены электоральные тенденции, характерные как в землях «старой» ФРГ, так и на общегерманском уровне. Так, избирательные округа, расположенные в ряде крупных городов (примыкающий к Берлину Потсдам, Лейпциг, Дрезден), продемонстрировали успех «Зеленых». АдГ показала успехи в округах, примыкающих к Польше и Чехии, и преимущественно аграрных территориях. Даже неспокойный Хемниц проголосовал преимущественно за ХДС, а не за правых популистов.
Однако, выборы на востоке показали и новые тенденции. Главная из них заключается в том, что возрастная структура электората АдГ продемонстрировала тренд на выравнивание. За «Альтернативу» проголосовали как представители старшего и среднего поколения, так и молодежь. Молодые люди с 18 до 24 лет с одинаковым энтузиазмом поддержали как «Зеленых», так и АдГ, что вызвало особую тревогу у либеральных немецких СМИ. Высокие электоральные результаты ХДС в Саксонии были во многом обеспечены избирателями преклонного возраста, среди которых уровень поддержки христианских демократов оказался особенно высок.
Коалиционные переговоры, несмотря на кажущуюся предрешенность успеха, будут трудными. «Зеленые» выступают в качестве вынужденного партнера по переговорам, что определяет их сильные и слабые позиции. ХДС могут припомнить «экологам» уход к социал-демократам в Бремене и жестко продавливать свои условия. В свою очередь, сами «Зеленые», до сих пор не замеченные в дефиците идеализма и напористости, захотят воспользоваться своим счастливым билетом в земельное правительство двух восточных земель, где никогда не были популярны. Пока все партии заявляют о предварительной готовности к сотрудничеству. В Бранденбурге можно ожидать «красно-красно-зеленую» коалицию, уже доказавшую свою работоспособность в Берлине, Тюрингии и Бремене. Сложнее обстоят дела в Саксонии, где ХДС и СДПГ предстоит согласовать между собой условия включения в коалицию «экологов». Показательно, что все будущие потенциальные партии, готовые сформировать земельное правительство, кроме «Зеленых», понесли на самих выборах существенные электоральные потери.
Исключение АдГ из процесса принятия решений на востоке рискует усилить разочарование местных избирателей. Действия «народных» партий все больше похожи на хаотичную импровизацию по сохранению власти. Жонглирование альянсами в федеральных землях продолжает размывать программную идентичность ХДС и СДПГ. Обычно не жалующая АдГ немецкая пресса теперь осторожно призывает прислушаться к настроениям восточногерманских избирателей. Даже в DW призвали не принимать успех АдГ «с высокомерием и заносчивостью».
Оставив АдГ за бортом, ХДС и СДПГ, тем не менее, придется взять на вооружение элементы из программы правых популистов. В условиях присутствия в земельных правительствах «Зеленых» это может быть непростой задачей. Вероятно, новые правительства Бранденбурга и Саксонии постараются инициировать программы по экономическому развитию восточных земель, опираясь на поддержку из Берлина. Так или иначе, проблемы «осси» займут видное место в немецкой политической дискуссии.
На общегерманском уровне результаты выборов в Саксонии и Бранденбурге вновь поставили вопрос о дееспособности «Большой коалиции» в Берлине и о правильности выбранного немецким политическим истеблишментом курса на игнорирование АдГ. Заместитель председателя СвДП Вольфганг Кубикки заявил, что неправильно просто осуждать и ограничивать «Альтернативу». Для «народных» партий все по-прежнему плохо. Последние земельные выборы прошли для них в режиме бушующих пожаров, которые всякий раз удавалось тушить в последний момент. Электорат растекается по крайним флангам: к «Зеленым» на западе и к АдГ на востоке. GroKo продолжает держаться на авторитете и переговорном таланте Меркель. Канцлерин остается гарантом относительной стабильности, но и, вместе с тем, препятствием для реформирования ХДС и, косвенно, СДПГ.
С учетом усложняющегося партийного ландшафта ФРГ России стоит формировать рабочие контакты со всеми политическими силами Германии: от АдГ до «Левых. Выстраивание сотрудничества на земельном уровне не менее важно, чем на общегерманском. Есть соблазн бежать и жать руку победителю, как формальному, так и фактическому. Однако в последнее время в Германии победитель редко становится триумфатором.