На фоне активного хозяина встречи Эммануэля Макрона и традиционно эпатажного Дональда Трампа канцлер ФРГ Ангела Меркель на саммите «группы семи» во французском Биарицце продолжила выполнять функцию малоэмоционального медиатора, осаждая резонансные инициативы коллег. Канцлер ФРГ выступила против участия России в следующем заседании клуба и не была настроена на уступки Дональду Трампу в ходе двухсторонних переговоров с американским лидером.
В правительстве ФРГ обсудили новую стратегию Германии в Арктике. Предполагается, что Берлин усилит свое присутствие в регионе за счет активного сотрудничества с государствами Арктического совета в области экологии, экономического развития и научно-исследовательских разработок. Выступая за демилитаризацию Арктики, немецкое правительство, тем не менее, дало понять, что готово участвовать и в «оборонительных» мероприятиях по линии ЕС и НАТО.
Ангела Меркель на саммите G7
Состоявшийся 24-26 августа саммит «группы семи» во французском Биарицце запомнился, прежде всего, дискуссией его участников о возможном возвращении к формату «восьмерки» с участием России или о приглашении Владимира Путина на следующую встречу группы в США. На фоне активного хозяина встречи Эммануэля Макрона и традиционно эпатажного Дональда Трампа канцлер ФРГ Ангела Меркель продолжила выполнять функцию малоэмоционального медиатора, осаждая резонансные инициативы коллег, избегая крайностей. Впрочем, сдержанность Меркель на фоне внутриполитических проблем ФРГ и её скорого ухода с руководящего поста теперь воспринимается скорее, как признак слабости и желания сохранить действующий расклад сил в мировой политике хотя бы до 2021 г.
В вопросе возможного возвращения в клуб крупнейших экономик мира России Ангела Меркель заняла позицию «злого следователя», солидаризовавшись с премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном и премьер-министром Канады Джастином Трюдо. Не указав на невозможность этого в текущих условиях напрямую, канцлер ФРГ увязала данный вопрос с выполнением Россией Минских договоренностей. С учетом позиции Москвы, считающей, что мяч здесь находится на стороне Киева, позицию Меркель можно трактовать как однозначно негативную.
В доброжелательной атмосфере прошла совместная пресс-конференция Ангелы Меркель с Дональдом Трампом после двухсторонних переговоров лидеров. Американский президент был щедр на комплименты в адрес немецкой коллеги, назвав её «блестящей женщиной» и признав, что она «может удивлять». Американский президент заявил, что «очень скоро» совершит свой визит в ФРГ, где до сих пор был лишь в рамках работы саммита «группы двадцати» в Гамбурге и в ходе короткой остановки на американской авиабазе Рамштайн. Упоминание Трампа о своих немецких корнях (буквально – о наличии у себя немецкой крови, «Ich habe Deutsches in meinem Blut») встретило со стороны Меркель плохо скрываемую усмешку. Предки Дональда Трампа проживали в небольшом городке Кальштадт на территории современной федеральной земли Рейнланд-Пфальц.
По ключевым обсуждаемым на саммите вопросам позиция ФРГ в целом не отклонялась от установок западного политического мейнстрима. Переговоры Меркель в двухсторонним и многосторонним форматах не приблизили решения в разногласиях сторон вокруг иранской ядерной сделки, экономических спорах с США и других актуальных вопросах.
Относительным прогрессом можно считать намерение германской стороны активизировать работу в нормандском формате. Ангела Меркель анонсировала новую встречу России, Франции, ФРГ и Украины на уровне глав государств в Париже в сентябре этого года. Предварительно должна состояться подготовительная встреча на уровне глав внешнеполитических ведомств. Канцлерин выразила надежду, что новый президент Украины Владимир Зеленский может содействовать достижению успехов на новых переговорах.
Несмотря на разговоры о кризисе формата «группы семи» из-за политики США и споров о возможности его возобновления работы с участием России, для ФРГ это еще одна многосторонняя площадка, свидетельствующая о координации усилий стран Запада в современном мире. В отличие от «группы двадцати», где германскому лидеру приходится сидеть за одним столом с руководителями государств, имеющих в Германии репутацию как авторитарных, «семерка» остается объединением либеральных демократий даже в условиях разгула популизма. Факт того, что даже в таком удобном формате Берлину теперь приходится серьезно расходиться во мнениях со своими партнерами, пока не сильно тревожит германское руководство.
Арктические претензии ФРГ
На прошлой неделе правительство Германии обсудило и одобрило текст арктической стратегии ФРГ, призванной обозначить приоритетные направления внешней политики страны в Арктике. Документ представлен Министерством иностранных дел ФРГ, однако затронутые в нем направления работы относятся к работе всего германского правительства. Появлению документа предшествовали поездки Хайко Мааса в Канаду и Ангелы Меркель в Исландию, в ходе которых немецкая сторона уделила повышенное внимание проблемам арктического региона.
Содержание 43-страничного текста можно условно разделить на следующие направления:
– Защита окружающей среды и мониторинг изменения климата
– Усиление международного взаимодействия в Арктике
– Борьба с милитаризацией Арктики и обеспечение безопасности в регионе
– Научные исследования арктического региона
– Экономическое развитие арктического региона
– Поддержка местного населения и коренных народов Севера.
Несмотря на удаленность Германии от арктического региона, Берлин недвусмысленно обозначил свою заинтересованность в более активном присутствии в Арктике. В первую очередь, речь идет об использовании морских транспортных маршрутов – СМП и Северо-Западного прохода, инвестициях в экономику и инфраструктуру стран региона, взаимодействие с гражданским обществом. Берлин считает, что немецкий технологический и экономический потенциал будет востребован у государств Арктического совета, реализующих в регионе масштабные и технически труднореализуемые проекты.
Как и многие другие внешнеполитические документы ФРГ немецкая арктическая стратегия содержит множество отсылок к необходимости широкого многостороннего подхода в регионе для защиты экологии и рационального использования его природных богатств. Документ отражает устоявшиеся немецкие представления о «политике ценностей», совмещенной с преследованием прагматичных экономических интересов. В «стратегии», на первый взгляд, трудно увидеть собственно немецкие интересы. Вместо них документ обращается к идеям мультилатерализма и ориентирован на совместное решение глобальных проблем, с которыми сталкивается Арктика.
Многие положения стратегии могут потенциально быть использованы в качестве инструментов экономической и политической конкуренции в регионе, прежде всего, с Российской Федерацией. Прежде всего, это касается вопросов экологии и защиты прав коренного населения, которые могут быть использованы для критики российских инициатив и проектов в Арктике. Тезис о свободном судоходстве в арктических морях может быть использован для призывов к интернационализации СМП.
Несмотря на призыв избежать милитаризации региона, документ выражает поддержку «оборонительным» мероприятиям в сфере безопасности. Арктическая стратегия Германии приветствует возможное усиление военной инфраструктуры НАТО и ЕС как меру по обеспечению безопасности. Не имея реальной возможности проводить политику с позиции силы ФРГ готова использовать многосторонний формат, поддержав своих союзников не только финансово, но и с помощью военнослужащих бундесвера.