Продолжительный визит президента Латвии в ФРГ был сосредоточен вокруг перспектив расширения экономического сотрудничества. Рига намерена укреплять с Берлином партнерство в сфере высоких технологий и дигитализации, ориентируясь на германскую программу «индустрия 4.0». «Российская угроза» осталась на дальней периферии немецко-латвийского диалога вместе с «Северным потоком – 2».
Первый саммит ЕС – ЛАГ стал пробным шагом для нового формата диалога между европейскими и арабскими государствами. Немецкие эксперты остались недовольны тем, что обсуждению ситуации с правами человека и демократизации было уделено слишком мало времени. Брюссель дал понять, что для ЕС гораздо важнее решить вместе с арабскими партнерами проблемы нелегальной миграции и нестабильности на Ближнем Востоке.
Латвийско-немецкие переговоры
С 21 по 25 февраля в ФРГ с государственным визитом находился президент Латвии Раймондс Вейонис. Латвийский лидер провёл переговоры с Ангелой Меркель, Франком-Вальтером Штайнмайером и Вольфгангом Шойбле, посетив Берлин, Гамбург и Люнебург. 22 февраля состоялись германо-латвийские переговоры на уровне министров иностранных дел, в которых приняли участие Хайко Маас и Эдгар Ринкевич.
Обширная программа визита латвийского лидера была сосредоточена на вопросах укрепления экономического сотрудничества Латвии и ФРГ. Берлин является одним из ключевых инвесторов для экономики балтийской республики и вторым по объёмам импорта латвийских товаров. Более 1200 компаний в Латвии работают с немецким участием.
Предметом переговоров стали логистические проекты двух стран в Балтийском море. Госсекретарь Министерства транспорта Латвии Каспарс Озолиньш и исполнительный директор гамбургского портового предприятия Hafen Hamburg Marketing e.V. Инго Эглофф подписали меморандум о взаимопонимании, который позволит интенсифицировать сотрудничество между портами Латвии и Германии. В переговорах также приняли участия руководители портового комплекса Любека. Конкретных проектов в транспортной инфраструктуре озвучено не было.
Большие надежды стороны возлагают на сотрудничество в сфере цифровых технологий. В день приезда латвийского лидера в Германию в авторитетном издании Handelsblatt была опубликована статья директора Латвийского агентства по инвестициям и развитию Андриса Озолса. В ней автор отметил большие перспективы сотрудничества Латвии, наработавшей хороший опыт в дигитализации своей инфраструктуры, и ФРГ, реализующей собственную программу «индустрия 4.0». В этом смысле балтийская республика намерена присоединиться к другим европейским государствам, формирующим предложения по экономическому сотрудничеству с Германией с учётом её модернизационной программы.
Вейонис поддержал идею реформирования ЕС. В ходе своей речи в Гамбурге латвийский лидер призвал европейцев укреплять свой оборонный потенциал, усиливая Европейский союз как самостоятельного международного игрока. В германском МИДе, в свою очередь, заявили о поддержке Латвии во всех вопросах, касающихся её безопасности и защиты от информационных угроз.
Примечательно, что, несмотря на сконцентрированность повестки дня визита вокруг экономических вопросов, латвийский лидер предпочёл не упоминать проект «Северный поток – 2», давление на который в последнее время значительно усилилось. Как и многие другие восточноевропейские страны, Латвия неоднократно выражала протест против строительства газопровода. Визит Вейониса мог послужить дополнительной возможностью для критики проекта. Однако даже «российская угроза», которой латвийские дипломаты традиционно уделяют повышенное внимание, в этот раз была задвинута глубоко на периферию диалога. На первое же место вышли вопросы экономического сотрудничества и демонстрация единства мнений с Берлином о путях реформирования ЕС.
Саммит ЛАГ – ЕС
24-25 февраля в египетском Шарм-эль-Шейхе прошёл первый в истории саммит ЕС – ЛАГ. В мероприятии приняли участие лидеры 20 европейских стран, в том числе Ангела Меркель, и представители почти всех арабских государств-членов ЛАГ. Из знаковых европейских и арабских политиков на саммите отсутствовали французский президент Эммануэль Макрон, наследный принц Саудовской Аравии Салман, катарский эмир Тамим, президент Судана Омар эль-Башир, против участие которого выступила Германия, и сирийский лидер Башар Асад по причине приостановки участия Дамаска в ЛАГ из-за гражданской войны.
Представительная встреча двух государственных объединений стала первой пробой подобного формата, предложенной осенью прошлого года Дональдом Туском. Обострение конфликтов и нестабильности на Ближнем Востоке и миграционный кризис в европейских странах открывают новые возможности для диалога между ЕС и арабским миром. Для Европы создание новой диалоговой площадки призвано укрепить её репутацию как самостоятельного международного игрока, способного договариваться как с отдельными государствами, так и с их объединениями.
Итоги саммита оставили противоречивые впечатления у немецких наблюдателей. Либеральные немецкие СМИ сохраняли пессимистичные настроения вокруг самой перспективы диалога с арабскими государствами, значительная часть из которых далеки от демократических ценностей в их традиционном европейском понимании. Zeit охарактеризовала мероприятие как «саммит чужих». Скептицизм экспертов попытался развеять Дональд Туск, заявив, что если бы ему все время приходилось обещаться с образцовыми демократами, то его рабочая неделя заканчивалась бы во вторник.
Разочарование немецких журналистов отчасти подтверждалось повесткой дня саммита, центральное место в которой занимали вопросы безопасности, миграции и экономического развития, а не проблемы демократизации. «Арабская весна закончилась», – признали в Tageszeitung – «вернулась Realpolitik». Запоздалая реплика Жан-Клода Юнкера на заключительной пресс-конференции о том, что тема прав человека всё же обсуждалась на саммите, едва не привела к скандалу под занавес мероприятия. Последнее слово осталось за президентом Египта Ас-Сиси, который под аплодисменты арабских журналистов заявил, что арабские страны не позволят навязывать им извне моральные принципы.
Итоговый документ саммита зафиксировал осторожную готовность участников продолжать диалог по кризисным явлениям в Сирии, Ливии и Йемене. Проблему сохранения ядерной сделки с Ираном предпочли редуцировать до сохранения архитектуры принципов ядерного нераспространения. Саммиты ЛАГ – ЕС решено проводить на регулярной основе раз в три года.
Для ЕС саммит с арабскими партнёрами стал очередной проверкой на способность к самостоятельным действиям в международных отношениях. Нельзя сказать, что ожидания от встречи были высокими – у государств ЕС и ЛАГ сохраняется значительная разница подходов к внешне- и внутриполитическим вопросам. Успехом можно считать даже согласование итогового документа саммита. Между тем, проблемы миграции и нестабильности в Ближневосточном регионе вынуждают европейцев идти на диалог с арабскими государствами, отделяя ценностную риторику от предметного обсуждения конкретных предложений. В Берлине и Брюсселе заинтересованы в том, чтобы избежать повторения массовых миграционных потоков, вызвавших рост право-популистских настроений в ЕС. Одной из возможных стратегий может стать дублирование турецкого опыта, когда европейские страны оказали финансовую поддержку Анкаре для содержания мигрантов на территории Турции. Для таких государств, как Египет или Ливия, это может послужить поводом потребовать у ЕС дополнительные инвестиции в свою безопасность и инфраструктуру.