banner

Новый год глава Госдепартамента встретил «на работе», посетив первого января инаугурацию бразильского президента Жаира Болсонару. Не скупясь на дружественные жесты, администрация Трампа поспешила превратить предвыборные обещания Болсонару по укреплению отношений с США в конкретные политические инициативы.

Первый день работы нового Конгресса продемонстрировал два фланга предстоящей борьбы демократического руководства палаты представителей. Если в противостоянии с администрацией продолжается позиционная борьба, где никто не планирует уступать, то первая внутрипартийная схватка закончилась победой Пелоси, которая благодаря несогласованности действий «прогрессивного» крыла сумела стать спикером в обмен на символические уступки, а также изменить процедурные правила, сделав невозможным принятие «прогрессивной» повестки дня.

Визит Помпео в Латинскую Америку

Глава Госдепартамента встретил новый год в дороге во время поездки по Латинской Америке с 31 декабря по 2 января, в ходе которой он посетил Бразилию и Колумбию. Возглавляя американскую делегацию на инаугурации нового бразильского президента Жаира Болсонару, Майк Помпео, с одной стороны, заверил противоречивого политика в безоговорочной поддержке администрации, а с другой – попытался заручиться обещанием придерживаться на международной арене курса, заявленного во время избирательной кампании.

В этом плане ключевым для администрации может быть призыв Болсонару улучшить отношения с Соединенными Штатами, которые во время «левых» правительств оставались довольно прохладными. Как отметил Марк Фейрстайн, директор по делам Западного полушария в Совете по национальной безопасности при Обаме, «традиционно Бразилия испытывала что-то вроде аллергии на Соединенные Штаты и не настолько прислушивалась к нашей политике, как бы нам этого хотелось». Теперь же, по словам Госдепартамента, «(новый) президент выражает заинтересованность в тесных отношениях с США», а Вашингтон «с нетерпением ожидает возможности выстроить более прочное партнерство с Бразилией во внешней политике на двустороннем, региональном и глобальном уровнях».

Помимо активизации двусторонних контактов на высшем уровне администрация Трампа планирует укреплять экономическое сотрудничество. Советник по национальной безопасности Джон Болтон еще в ноябре на полях «двадцатки» пригласил Болсонару посетить Вашингтон с официальным визитом, который, как ожидают в администрации, символично станет первой зарубежной поездкой бразильского президента. Дональд Трамп, помимо заочных лестных высказываний о Болсонару, отправил бразильскому коллеге поздравительный «твит», на который незамедлительно получил не менее радушный ответ. Говоря о планах по наращиванию экономических отношений, Госдепартамент особо подчеркнул такие отрасли как технологии, оборона и сельское хозяйство.

Региональные вопросы стояли первым пунктом повестки дня Помпео во время поездки и включали такие проблемы как «продвижение демократии» в Венесуэле, Никарагуа и Кубе, а также сокращение экономического влияния Китая в Латинской Америке. По первому пункту заявления Болсонару были созвучны планам администрации, которая в прошлом году взяла курс на наращивание санкционного давления на эти страны. К тому же, сотрудничество в этой области стало удобным предлогом для Госдепартамента, чтобы избежать вопросов о неоднозначных высказываниях Болсонару в области прав человека. «Безусловно, госсекретарь обсудит с избранным президентом права человека, – отвечал сотрудник Госдепартамента на вопрос журналиста о существующих опасениях относительно далеко не демократичных планах Болсонару. – Сегодня мы наблюдаем, что бразильцы избрали человека, который продвигает очень деятельный и жесткий подход по защите прав человека, особенно в регионе. Он довольно прямо говорил о необходимости защищать права человека, свободу и демократию на Кубе, в Венесуэле и Никарагуа».

Особую актуальность этому вопросу придает намеченное на 10 января официальное начало второго президентского срока Николаса Мадуро, который одержал победу на выборах, признанных многими «западными» странами нелегитимными. Называя это началом «новой эры» диктатуры в Венесуэле, Госдепартамент пообещал «серьезно изучить (с партнерами) все существующие варианты ответа на эту нелегитимную передачу власти». Между тем группа «партнеров» США в данном вопросе претерпевает изменения. Если Бразилия при Болсонару может активизировать свои усилия на данном направлении (хотя некоторые сомневаются, что новый президент будет выполнять свои обещания), то новый мексиканский президент, на инаугурации которого присутствовал Мадуро, может пойти в обратном направлении и превратиться из верного союзника США в отстраненного наблюдателя.

Определенные надежды Вашингтону подарили и заявления Болсонару о Китае, наиболее запоминающимся из которых стала фраза: «Китай не покупает в Бразилии, а покупает Бразилию». Здесь, однако, все может быть не столь однозначно. Главным предвыборным обещанием бразильского президента было восстановление экономики, которая в 2014-17 гг. прошла через период резкого сокращения ВВП, роста безработицы, финансового кризиса и увеличения бюджетного дефицита. Учитывая, что с 2009 года Китай превосходит США по торговому обороту с Бразилией (на него приходится 19% бразильского экспорта и 17% импорта), трудно представить, что Болсонару будет готов последовать пожеланиям США по сокращению отношений с Пекином в отсутствие серьезных «стимулов» со стороны Вашингтона.

Что касается глобальной повестки дня, то тут во взглядах президентов двух стран прослеживается много общего. Болсонару, как и Трамп, критиковал передачу суверенитета наднациональным институтам, угрожал выйти из Парижского соглашения по климату, а также обещал перенести посольство в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим. Последние, к слову, было радостно воспринято израильским премьер-министром Биньямином Нетаньяху, который, как и Помпео, присутствовал на инаугурации.

Первый день 116-го Конгресса

3 января официально начал работу Конгресс 116 созыва, в котором Сенат остается в руках республиканцев (53 места из 100), а Палата представителей переходит к демократам (235 мест из 435). Если в Сенате, где главные изменения происходили на уровне председателей комитетов, обошлось без сюрпризов и места были отданы по принципу старшинства республиканским старожилам, то палата представителей с ее выборами спикера и голосованием по т.н. «процедурному пакету» погрязла во внутрипартийных интригах.

На первый взгляд, все прошло по плану, и 220 голосами против 192 спикером была выбрана Нэнси Пелоси, уже занимавшая этот пост во время президентства Дж. Буша-мл. и на протяжении последних лет являвшаяся бессменным лидером демократов в палате. Тем не менее, несмотря на продолжительную карьеру и авторитет Пелоси, ее победа было далеко не гарантирована. Для получения этого поста ей необходимо было заручиться простым большинством голосов членов палаты (218), для чего ей пришлось пойти на уступки «молодому» крылу демократов, требовавшему обновления партийной верхушки. Такие изменения, вошедшие в «процедурный пакет», включали обещание поставить на голосование законопроект «прогрессистов» по экологии (т.н. «Новая зеленая сделка» – Green New Deal), запрет конгрессменам входить в советы директоров корпораций, создание комитета по экологии, а также ограничение максимальный срока для спикера четырьмя годами.

Подобные уступки 78-летней Пелоси, явно не планирующей задерживаться в Конгрессе более четырех лет, выглядели неубедительными. Комитет по экологии ограничен в правах: он не сможет обязывать свидетелей выступать под присягой и инициировать законопроекты. Обещание Пелоси уйти через четыре года сопровождалось еще одной поправкой, устанавливающей, что для смены спикера требуется не менее половины фракции. Ранее для того, чтобы «устроить хаос в Палате» с требование смены руководства необходим был всего один голос, что зачастую использовали для шантажа «бунтари» республиканцев – «Фридом Кокус». Но главным яблоком раздора, из-за которого уже в первый день Конгресса Пелоси настроила против себя все «прогрессивное» крыло, стало введение правила «pay-go». Взятое из арсенала бюджетных консерваторов, оно обязывает палату компенсировать любые увеличения расходной части бюджета либо урезанием других статей, либо повышением налогов. Учитывая, что обе меры крайне непопулярны и требуют значительного политического капитала, данное правило сделает практически невозможным реализацию таких социальных программ, как бесплатное высшее образование и всеобщее здравоохранение, которые составляют основу «прогрессивной» повестки дня.

И тем не менее, первый раунд внутрипартийной борьбы завершился в пользу Пелоси. Главной причиной этого стала неорганизованность молодых конгрессменов, которые так и не смогли выдвинуть единого кандидата на должность спикера, в результате чего оппозиция Пелоси оказалась раздроблена, а тревогу по поводу «pay-go» забили лишь накануне голосования по «процедурному пакету» и из необходимых для блокирования 18 конгрессменов всего двое – Ро Ханна и Алекзандрия Оказио-Кортез – заявили о своей оппозиции.

Внутренние разногласия оставили в тени борьбу с главным оппонентом демократов – Дональдом Трампом. Помимо символического выдвижения законопроекта по «защите» спецпрокурора Мюллера от администрации, Пелоси, которая теперь контролирует все бюджетные вопросы, пообещала не допустить выделения средств на стену. В четверг все стороны продолжили настаивать на своем без малейшего намека на возможность компромисса, в результате чего глава Сената Митч Макконнелл не исключил, что частичное закрытие бюджетных учреждений может продолжаться еще несколько недель.

Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше
Последние публикации
Показать больше