Просьба Терезы Мэй заручиться дополнительными гарантиями со стороны ЕС по соглашению о Брексите не нашла поддержки у Ангелы Меркель. Британскому премьеру предстоит работать с уже согласованным с европейскими партнерами текстом документа. В Берлине прорабатывают стратегию на случай «жесткого» Брексита, возлагая ответственность на возможные трудности на нерешительную позицию Лондона.
Инцидент в Керченском проливе активизировал противников «Северного потока – 2». Совместную атаку на проект предприняли американские конгрессмены и депутаты Европарламента. Позиции сторонников строительства газопровода в ФРГ еще сильны, но давление на них будет возрастать.
Обсуждение Брексита на саммите ЕС
Ситуация с выходом Великобритании из ЕС вновь стала предметом оживленной дискуссии на переговорах европейских лидеров и британского премьер-министра в Брюсселе 13-14 декабря. Избежав вотума недоверия, Тереза Мэй, тем не менее, осталось далека от уверенности в успешном одобрении договора о выходе из ЕС в британском парламенте. «Жесткий» Брексит в равной степени неудобен и Лондону, и Брюсселю. Однако Ангела Меркель отказала британской коллеге в пересмотре текста соглашения, о чем ее просила Мэй.
На пресс-конференции после саммита Меркель сформулировала позицию ЕС следующим образом:
«Для нас являются необходимыми, во-первых, неизменность действующего соглашения о Брексите, во-вторых, сохранение целостности единого рынка, в-третьих соблюдение Белфастского соглашения, и в-четвертых, еще раз обращаю внимание британской стороны, что никто из 27 членов ЕС не намерен сохранять на долгое время режим «Backstop» (прим. – особый статус границы между Ирландией и Северной Ирландией)»
Одним из ключевых вопросов, по которому по-прежнему продолжается поиск компромисса, является проблема сухопутной границы ЕС и Великобритании в Ирландии. Лондон опасается, что особые таможенные условия на острове затруднят для Британии заключение новых торговых соглашений с третьими странами. Ряд британских парламентариев настаивают на гарантиях временного статуса для особого порядка таможенного контроля в Ирландии. В свою очередь, европейцев пугает перспектива того, как появление границы на острове отразится там на общественных настроениях и социальной напряженности.
Несмотря на внешний оптимизм, европейские чиновники по распоряжению Жан-Клода Юнкера начали подготовительные работы по реализации сценария «жесткого» Брексита. Глава Еврокомиссии раскритиковал Лондон за «туманное и неопределенное» поведение. Юнкер отметил:
«Наши британские друзья должны сказать нам, чего они хотят, вместо того, чтобы спрашивать о своих желаниях у нас».
Ангела Меркель подтвердила, что вариант действий на случай «жесткого» Брексита должен быть внимательно проработан, однако выразила надежду, что разработанное соглашение все же будет одобрено. В остальном в Германии разделяют недовольство Брюсселя неопределенной позицией Лондона. По словам Герда Аппенцеллера из Tagesspiegel:
«Проблема Терезы Мэй и британского истеблишмента состоит в тотальной разобщенности. Есть только ненависть и никакого консенсуса, который должен быть достигнут. До тех пор, пока у них не появится определенность насчет того, остаться в ЕС или нет, Европа не может помочь британцам. Они должны сами определить свое будущее».
Давление на «Северный поток – 2»
На прошлой неделе проект «Северный поток – 2» продолжил испытывать давление со стороны различных политических сил в США и ЕС. 12 декабря палата представителей Конгресса США приняла резолюцию, призывающую европейские страны отказаться от строительства газопровода. В этот же день депутаты Европарламента приняли аналогичный документ, призывающий отменить реализацию проекта. С заявлением выступил и Госдепартамент США, порекомендовавший Германии обратить внимание на позицию своих европейских соседей и прекратить поддержку строительства «Северного потока – 2».
Давление на СП-2 заметно усилилось после инцидента с украинскими кораблями в Керченском проливе. Стремление политиков в Киеве привлечь к разрешению конфликта страны Запада не привело к немедленному введению новых антироссийских санкций или усилению контингента НАТО в Причерноморье. Однако информационная кампания, начавшаяся с осуждения действий России по нейтрализации украинских кораблей, сильнее всего отразилась именно на атаках против «Северного потока – 2».
Аргументы противников проекта не изменились. Как и прежде, «Северный поток – 2» в их представлении является политическим проектом, который ставит под угрозу энергетическую безопасность Европы и создает риски для Украины как транзитного государства. Потребности ЕС в газовом обеспечении предлагается закрывать за счет диверсификации поставок, подразумевая под этим, в первую очередь, поставки сжиженного газа из США.
Защитники «Северного потока – 2» продолжают настаивать на экономическом характере проекта. Все чаще немецкие официальные лица вынуждены фактически открыто признавать, что никакие провокации с участием России не повлияют на его реализацию. Министр экономики Петер Альтмайер заявил, что СП-2 может быть построен при сохранении транзита через территорию Украины, с чем российская сторона ранее уже согласилась.
Авторитетное издание Handelsblatt выпустило большой материал, в котором представило анализ позиций сторонников и противников СП-2. По мнению авторов статьи, давление на «Северный поток – 2» возрастает как в самой Германии, так и за ее пределами. После Керченского инцидента усилилась активность депутатов от партии «Зеленые» и ХДС, выступающих против строительства. Немецкое правительство провело слабую информационную работу, объясняющую экономическую необходимость проекта и его безопасность с точки зрения зависимости от России. Авторы статьи приводят слова главного экономиста компании BP Спенсера Дейла о том, что энергетическая безопасность определяется не каналами поставок, а возможностью их изменения. ЕС может обеспечить себя газом даже в случае полного прекращения поставок из России за счет терминалов СПГ, которые сейчас заполнены менее чем на 30%. По мнению авторов, Берлину необходимо провести с восточноевропейскими партнерами необходимую информационную работу, чтобы развеять их опасения.
В DW, напротив, убеждены, что, несмотря на усилившуюся в ФРГ дискуссию, проекту ничего не угрожает. В Германии у «Северного потока – 2» сложилось мощное многоуровневое лобби из бизнесменов и политиков, которое способно блокировать любую внешнюю критику. Бенефициарии СП-2 присутствуют как в ХДС, так и в СДПГ, и они способны дать ответ критикам внутри своих партий.
Конфигурация сторонников и противников «Северного потока – 2» в ФРГ пока позволяет говорить о том, что проект, вероятнее всего, выдержит новую волну критики. Нарастающее давление со стороны США, как со стороны членов Конгресса, так и из администрации Трампа, скорее укрепляет позиции защитников СП-2. Отказ от проекта из-за американских угроз рискует быть воспринятым в Германии как удар по национальному суверенитету. В послевоенной ФРГ любые уступки США могли преподноситься как проявление союзнической солидарности, однако протекционистская политика Дональда Трампа, исключает сохранение репутации при любых «жестах доброй воли».
Оппозиция СП-2 в самой ФРГ разрознена и лишена ярких лидеров. Для «Зеленых» противодействие проекту не является приоритетом, хотя и гармонично сочетается с их программными установками. Евроатлантисты из ХДС вынуждены равняться на партийное руководство, последовательно отбивающее атаки на СП-2. На массовом уровне «Северный поток – 2» воспринимается как выгодный экономический проект, а его демонизация находит слабую поддержку.
Очевидно, что в будущем атаки на газопровод будут продолжены. Наиболее вероятными шагами оппонентов СП-2 станут массированные санкции против занятых в проекте европейских компаний и организация военных провокаций в кризисных точках, где задействованы российские военнослужащие. Берлину и Москве еще предстоит доказать свое намерение довести проект до конца.