Задержание финансового директора китайской компании Huawei за нарушение режима антииранских санкций может спровоцировать новый виток торговой войны США и КНР. Тот факт, что арест произошел в день торговых переговоров Дональда Трампа и Си Цзиньпина, превращает событие в фактор, способный отрицательно сказаться на возможности длительного перемирия в тарифном противостоянии. Аналитики считают, что события вокруг Huawei есть следствие обострения китайско-американской борьбы за командные высоты в сфере высоких технологий. США беспокоят успехи Китая в разработке нового стандарта мобильной связи 5G.
9 декабря Министерство иностранных дел КНР вызвало посла США в Китае Терри Брэнстеда, чтобы выразить протест против задержания 1 декабря финансового директора компании Huawei. Мэн Ваньчжоу была арестована в канадском Ванкувере по запросу США в связи с предполагаемой причастностью к передаче технологий Ирану в обход американских санкций. Ордер на арест был выдан еще 22 августа, однако в сфере досягаемости североамериканской юстиции Мэн Ваньчжоу оказалась только во время перелета из Гонконга в Мехико, когда совершала пересадку в аэропорту Ванкувера. 11 декабря фигурантку выпустили под залог. Ей грозит экстрадиция в Америку. Ваньчжоу – дочь основателя компании Жэнь Чжэнфэя.
Суть обвинения в том, что в 2013 г. Мэн Ваньчжоу сознательно ввела в заблуждение американские финансовые учреждения, сообщив им, будто Huawei не имеет отношения к гонконгской фирме Skycom, которую подозревают в продаже Ирану американского электронного оборудования в нарушение санкционных запретов. Адвокаты арестованной настаивают, что никакого обмана не было, так как Huawei продала Skycom в 2009 г.
Huawei – крупнейший в мире продавец телекоммуникационного оборудования, а также это самая большая частная компания Китая. Основателю компании Жэнь Чжэнфэю принадлежит 1,4% акций, а остальные распределены между сотрудниками предприятия. В Китае Huawei считают наиболее успешным национальным корпоративным проектом на международной арене. Компания по итогам третьего квартала с.г. продемонстрировала следующие показатели: она продала 52 млн смартфонов, то есть на 7 млн больше, чем Apple; численность сотрудников достигла 180 тыс. чел., что превышает штат компании Intel; ее выручка в 2017 г. составила $92,5 млрд, это в два раза больше выручки Facebook.
События вокруг Huawei – один из эпизодов в американской кампании по сдерживанию технологической экспансии КНР. По мнению Эндрю Лианга, китайского политического аналитика, данное происшествие свидетельствует о том, что китайско-американская борьба за командные высоты в сфере высоких технологий перешла в острую фазу.
Прежде всего, США обеспокоены успехами Китая в разработке 5G – нового стандарта мобильной связи. Пол Триоло, сотрудник консалтинговой фирмы Eurasia Group, отмечает, что Huawei – это единственная в мире компания, которая в настоящий момент способна произвести все элементы, необходимые для создания сети 5G, включая точки беспроводного доступа, центры обработки данных и аппаратуру.
В докладе вашингтонского Центра стратегических и международных исследований констатируется, что если Китаю удастся навязать миру свой стандарт 5G, то остальные страны будут вынуждены подключаться к сетям 5G, используя китайское оборудование.
Хотя это вопрос будущего, некоторые государства уже сейчас не доверяют поставщикам из Китая. США, Австралия и Новая Зеландия запретили покупку оборудования Huawei для мобильных сетей, поскольку с их точки зрения китайские технологии создают риски для национальной безопасности. С другой стороны, британские эксперты говорят, что в мобильных сетях комплектующие Huawei не используются для создания центральных элементов управления, а только для построения периферийной инфраструктуры, например, радиооборудования для трансляции сигнала сети. Поэтому китайские власти при всем желании не смогут получить удаленный доступ к пользовательским базам данных с целью слежки.
Торговые переговоры КНР и США осложнились
В день ареста китайского менеджера, 1 декабря, Дональд Трамп и Си Цзиньпин на полях саммита G20 в Буэнос-Айресе обсуждали условия перемирия в торговой войне между двумя странами. Такое совпадение во времени, даже если оно случайное, наносит удар по международной репутации Пекина. Действия США и Канады ставят под сомнение китайский политический вес. Продолжение торговых переговоров в сложившихся обстоятельствах, по мнению некоторых комментаторов, будет означать для Си Цзиньпина потерю престижа. Сгладить ситуацию может только быстрое закрытие дела Мэн Ваньчжоу.
Роберт Лайтхайзер, торговый представитель США, уверяет, что арест не имеет отношения к торговым переговорам и не окажет никакого влияния на их результаты. Президент США и председатель КНР договорились в течение 90 дней не вводить взаимных торговых тарифов и использовать это время для разрешения накопившихся противоречий.
Линдси Форд и Вэнди Катлер, аналитики Asia Society Policy Institute, указывают, что есть обратная зависимость между снижением напряженности во внешней торговле и успехами в деле препятствования развитию китайских венчурных компаний. Невозможно решить обе задачи одновременно, надо выбирать либо одну, либо другую.
Обозреватели CNN считают, что Китай неизбежно будет резко реагировать на арест своего высокопоставленного функционера, а в атмосфере взаимного обмена ударами торговое перемирие вряд ли устоит.
Пекин, видимо, не ограничится одними только протестами по дипломатическим каналам. Ответ на американо-канадский демарш будет существеннее. Так, 11 декабря стало известно о задержании в Китае бывшего канадского дипломата Майкла Коврига, который сейчас работает в некоммерческой организации «Международная кризисная группа». По мнению канадских наблюдателей, это может быть попыткой оказать давление на Канаду по делу Huawei.