Впервые за 18 лет в ХДС избран новый лидер. Аннегрет Крамп-Карренбауэр обошла Фридриха Мерца на два десятка голосов. Несмотря на репутацию сторонника умеренных перемен, АКК придется считаться со сторонниками решительных реформ в партии.
Ангела Меркель на конференции ООН в Марракеше подписала Миграционный пакт, призванный упорядочить международную миграционную политику. Документ встретил критику со стороны правопопулистов и консерваторов, опасающихся лавинообразного роста трудовой миграции.
Аннегрет Крамп-Карренбауэр – новый лидер ХДС
В конце прошлой недели вся внутриполитическая жизнь ФРГ сосредоточилась в Гамбурге, где на очередном съезде ХДС делегатам предстояло выбрать нового лидера партии. Христианским демократам предстояло выбрать замену Ангеле Меркель, находившейся на этом посту 18 лет, среди трех кандидатов: генерального секретаря ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр, юриста-миллионера Фридриха Мерца и министра здравоохранения Йенса Шпана. Для победы кандидату было необходимо получить более 500 голосов делегатов съезда.
Интрига в голосовании сохранялась до последнего момента. АКК считалась фаворитом гонки, однако её отрыв от Мерца был незначительным, оставляя миллионеру шанс на последний рывок. Первый тур голосования не выявил победителя, лишь отсеяв кандидатуру Шпана, набравшего 15,7% голосов (АКК 45%, Мерц 39,2). В этот момент могло показаться, что шансы Мерца велики как никогда – делегаты, сделавшие выбор в пользу Шпана, скорее должны были отдать свой голос за Мерца, выступавшего с более консервативной повесткой, чем АКК. Действительно, большинство голосов ушло к миллионеру, однако их оказалось недостаточно для успеха. Победа досталась Крамп-Карренбауэр, набравшей 52% или 517 голосов делегатов съезда.
Большинство экспертов и наблюдателей расценило победу АКК как торжество умеренного крыла ХДС. Несмотря на то, что Крамп-Карребауэр, как и другие кандидаты, выступала за необходимость перемен как в партии, так и в стране, и даже позволяла себе критиковать политику канцлерин, она считается, прежде всего, человеком Ангелы Меркель. Без протекции канцлерин АКК было бы сложно так быстро покинуть родной Саар и оказаться в высшей лиге германской политики. Нет почти никаких сомнений в том, что с новым лидером ХДС Меркель сможет спокойно доработать до срока окончания своих полномочий.
Однако другим общим убеждением экспертного сообщества стало и признание глубокого внутрипартийного раскола, который проявил себя еще на этапе гонки за лидерство. За 18 лет «эры Меркель» в ХДС накопился запрос на новый стиль руководства, более активный и соответствующий идейным основам партии. Образ «Mutti» получил доверие у христианских демократов и остальных немцев, однако наблюдается и накопившаяся от него усталость. Во многом именно этим можно объяснить стремительный взлет популярности Фридриха Мерца, ранее почти забытого широкой аудиторией. Как и у партнеров из СДПГ, в ХДС сильны опасения о размывании идеологической идентичности. Компромиссная политика Меркель позволила христианским демократам на определенном этапе привлечь новых избирателей, однако оказалась неэффективной в условиях миграционного кризиса.
Первые шаги Крамп-Карренбауэр будут направлены на работу по консолидации ХДС вокруг себя. Движением в этом направлении можно считать назначение генеральным секретарем партии руководителя молодежной организации ХДС Пауля Зимиака. 33-х летний политик и депутат бундестага считается союзником Йенса Шпана и известен своей критикой Меркель с консервативных позиций. Назначение должно продемонстрировать готовность АКК к компромиссу со сторонниками консервативного поворота ХДС.
Реакция немецких политиков на избрание Крамп-Карренбауэр лидером ХДС была выражена комбинацией облегчения и разочарования. Противоречивые сигналы исходили от партнеров из СДПГ. Андреа Налес поздравила АКК с победой и пожелала успехов на новой работе. В то же время бывший канцлер Герхард Шрёдер назвал выбор ХДС ошибочным, не скрывая, что поддерживал кандидатуру Фридриха Мерца:
«Победа Мерца была шансом для проявления большего мужества и открытости. И, прежде всего, Мерц был шансом на усиление обеих «народных» партий, ослабив левый и правый фланги. Это важно не только для ХДС и СДПГ, но для всей Германии».
В АдГ Крамп-Карренбауэр окрестили прозвищами «Merkel 2.0» и «Angelas kleine Kopie» («Маленькая копия Ангелы», по аббревиатуре AKK). По мнению представителей «Альтернативы», избрание АКК означает продолжение стагнации политической жизни ФРГ. Несмотря на жесткую критику Мерцем АдГ, правопопулисты не могли не замечать созвучность его претензий к Меркель с собственными партийными установками.
В целом, фигура проигравшего Фридриха Мерца волнует политиков и экспертов не меньше победившей АКК. Некоторые представители партии сразу после голосования обратились к Мерцу с призывом остаться в политике и не бросать партию во второй раз. Получили распространение слухи о том, что во время речи Мерца на съезде звуковая аппаратура была настроена тише обычного, что отразилось на выразительности выступления кандидата. Сам Мерц через своих доверенных лиц дал понять, что готов продолжить свою работу на благо партии. Миллионера уже успели рассмотреть в качестве кандидата на пост министра экономики. Занимающий эту должность Петер Альтмайер может перейти в МВД, если его, как многие ожидают, покинет Хорст Зеехофер. Впрочем, пока слухи вокруг политического будущего Мерца опираются в большей степени на то, что АКК не сможет игнорировать популярность бывшего главы фракции и будет вынуждена найти ему место в партии или правительстве.
В России выборы в ХДС стали объектом внимательного изучения. Ни один из трех кандидатов не рассматривался в отечественном экспертном сообществе в качестве оптимального для развития российско-германских отношений. Бизнесмен Мерц был связан, в первую очередь, с интересами американских корпораций и в этом смысле не подходил на роль «прагматичного дельца», ставящего во главу угла экономические отношения Берлина и Москвы. Крамп-Карренбауэр представлялась предсказуемым кандидатом, при котором политика Меркель в отношении России будет продолжена, что, с учетом всех проблем в российско-германских связях, также не могло рассматриваться как преимущество данного кандидата. Некоторый оптимизм вызвало разделяемое всеми кандидатами убеждение в необходимости продолжить реализацию проекта «Северный поток-2». Вместе с тем, заявления АКК о возможности введения ограничений для российских судов в Черном и Азовском море вызвали напряженную реакцию российских СМИ, усилившуюся после победы Крамп-Карренбауэр на выборах.
С учетом доминирующего положения ХДС на политическом ландшафте Германии, лидер христианских демократов автоматически рассматривается как кандидат на пост канцлера ФРГ. У АКК есть достаточно времени, чтобы опомниться от стремительного карьерного взлета и подготовить партию к новым выборам. Поддержка Ангелы Меркель является хорошей защитой от внутрипартийных интриг, однако она же может и затруднить для Крамп-Карренбауэр ожидаемые в ХДС перемены. Новому лидеру еще предстоит доказать свой авторитет перед своими однопартийцами, коалиционными партнерами и оппозицией.
ФРГ и Миграционный пакт ООН
В понедельник 10 декабря в Марракеше состоялась конференция ООН по вопросам миграции. Участники мероприятия большинством голосов (164 из 192) приняли т.н. Миграционный пакт, призванный улучшить международное сотрудничество в сфере миграционной политики и процедурные стандарты обращения с мигрантами. В конференции приняла участие Ангела Меркель, последовательно поддерживая документ вопреки критикам из Германии и ЕС.
Принятый в Марракеше документ был предварительно одобрен 193 странами ООН еще в июле 2018 года. Однако за несколько недель до конференции ряд из них отказался его подписывать. В итоге Миграционный пакт не одобрили такие страны как Венгрия, Польша, Австрия, Чехия, Израиль и др. США отказались от работы над документом еще на ранней стадии. В Австрии признали собственное миграционное законодательство более эффективным, чем предложения ООН.
В числе «отказников» оказалось 7 из 28 стран Европейского союза. Правительства этих стран объясняют свой отказ опасениями вокруг потенциальных ограничений национального суверенитета в вопросах миграции, несмотря на то, что документ не имеет характера конкретных обязательств. Учитывая противодействие Польши и Венгрии политике миграционных квот ЕС, принятие ими Миграционного пакта могло послужить дополнительным рычагом давления в руках Брюсселя.
В самой Германии Миграционный пакт оказался под огнем критики не только со стороны АдГ, но и других политических сил, в том числе ХДС. Представители «Альтернативы» заявляли, что пакт не проводит четкой границы между нелегальной и легальной миграцией и откроет дверь для массовой трудовой миграции, «замещающей» коренное немецкое население. Несмотря на то, что документ был одобрен на заседании бундестага, его критика продолжилась и после голосования.
Для Меркель подписание Миграционного пакта, а также его всесторонняя поддержка являются продолжением политики мультилатерализма с гуманистическим акцентом. С точки зрения канцлерин, главная задача документа заключается в обеспечении условий для создания работающих каналов легальной миграции при одновременном сокращении нелегального перемещения людей. Меркель убеждена, что Германии необходима миграция, как по экономическим, так и по демографическим причинам. Миграционный пакт должен улучшить регулирование миграционных потоков, сделав их более предсказуемыми и контролируемыми. Однако отсутствие единства в поддержке документа среди членов ЕС означает, что ФРГ придется договариваться о совместной миграционной политике со своими ближайшими соседями в других форматах.